Терпимость и укрепление этноцентричного сознания
Ильинская С. Г.,
Аспирант И
DOI: 10.17976/jpps/2003.06.15
Ильинская С. Г. Терпимость и укрепление этноцентричного сознания. – Полис. Политические исследования. 2003. № 6. С. 163-170. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.06.15
Автор предпринимает попытку отрефлектировать, критически переосмыслить категорию терпимости в качестве центрального элемента такой довольно распространенной в мире в последние десятилетия социальной и политической практики, когда она оказывается оторванной от широкого и притом строгого правового контекста, в каком обретала raison d’etre в составе классической либеральной теории, и начинает быть «внедряема» как самодовлеющая категория (в том числе и правовая!), основывающаяся на представлении о коллективных и притом специальных правах. В соответствующем историческом контексте такая практика приводит к результатам, часто противоположным тем целям, какими она будто бы движима (к усилению нетерпимости, к социальной сегрегации, к этнизации сознания). Причем если, например, в США подобные результаты еще можно считать исторически неизбежными издержками реализации провозглашенных равными гражданских прав, то в СССР, а в особенности в России после распада СССР, последствия негативных непредвиденных процессов и порождаемые ими проблемы оказались куда серьезнее Ибо, кладя в основание административного устройства страны этнотерриториальный принцип, большевики тем самым институционализировали этничность. После же распада Союза, коротко говоря, этничность и осталась в России единственным функционировавшим институтом и стала движущей силой «парада суверенитетов»...
Список литературы
Араб-Оглы Э.А. 2001. Свобода. — Фролов И.Т. (ред.). Философский словарь. М.
Берлин И. 2001. Философия свободы. М.
Вятчанина Л. 2003. Жизнь с синдромом Дауна: приговор подлежит смягчению. — Аргументы и факты, № 34 (1191).
Еженедельный журнал. 2003. № 22 (73).
Ильинская С. 2002. Российская Федерация: многонациональная империя, со-общественное устройство, иммигрантское сообщество или национальное государство? (Векторы развития толерантности). — Материалы конференции “Векторы развития современной России”. М.
Локк Дж. 1998. Опыт о веротерпимости. — Локк Дж. Сочинения. Т. 3. М.
Малахов В.С. 2001. Скромное обаяние расизма. М.
Молоткова П. 2003. Стена от террора. — Аргументы и факты, № 34 (1191).
Новая философская энциклопедия. 2001. Т.3. М.
Солдатенко Б. 2003. Обстановка нормальная: стреляют! — Аргументы и факты, № 34 (1191).
Соловьев В.С. 1989. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М. Т.2.
Eysenck H.J. 1973. Race, Intelligence and Education. L.
Nisbet R.A. 1999. The New Despotism. — Heyd D. (ed.) The Politicization of Society. Indianapolis.
Toleration: an elusive virtue. 1998. Princeton.
Возможно, Вас заинтересуют:
Замятин Д. Н.,
Пространство и (без)опасность: онтологические модели воображения. – Полис. Политические исследования. 2013. №3
Коктыш К. Е., Сергеев В. М.,
Рождение глубинного государства. – Полис. Политические исследования. 2024. №1
Рогожина К. А.,
Российский выбор: от вероятного к очевидному?. – Полис. Политические исследования. 2004. №1
Янов А. Л.,
Слявянофилы и внешняя политика России в XIX веке. . – Полис. Политические исследования. 1998. №6
Лапаева В. В.,
Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия. – Полис. Политические исследования. 2003. №3