Пространство идеологического дискурса постсоветской Бурятии
DOI: 10.17976/jpps/2005.02.05
Амоголонова Д. Д., Скрынникова Т. Д. Пространство идеологического дискурса постсоветской Бурятии. – Полис. Политические исследования. 2005. № 2. С. 53-63. https://doi.org/10.17976/jpps/2005.02.05
Статья посвящена анализу пространственно-временных составляющих идеологического дискурса современной Бурятии. Авторы показывают, что пространственные и временные идеологемы бурятского политического дискурса оперируют всей совокупностью этнических характеристик (территория, история, язык, религия). При этом пространственные и временные модели не отделяются друг от друга, а сосуществуют в единстве постулируемых оценок «в границах – за границей», «прежде – теперь». Умозрительно утверждая и легитимируя нынешние границы этноса, пространственные идеологемы напрямую связаны с историей монголов и цивилизующим воздействием буддизма, позволяющими расширить границы культурной принадлежности бурят до Центральноазиатского региона в целом. Вместе с тем, по заключению авторов, смысловое наполнение дискурса не сводится к собственно этническим чертам и особенностям: пафос этноидеологии в значительной степени связан с конструированием и сохранением периферийной и пограничной идентичности. Такие периферийность и пограничность «вынуждают» этнолидеров искать особые ценности, апелляция к которым, с одной стороны, позволяет мобилизовать этничность, а с другой – не требует выхода за рамки сложившихся политических границ и законов.
Список литературы
Ангархаев А.Л. 2003. “Престол Чингисхана” (к вопросу о прародине монголов). — Чингисхан и судьбы народов Евразии. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ.
Баяртуев Б.Д. 2002. Доклад на III Всебурятском съезде. — Архив ВАРК.
Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Тезисы и материалы научного совещания. 1992. Улан-Удэ.
Дамдинов Д.Г. 2003. Делюн-Бодок — место рождения великого Чингисхана. — Чингисхан и судьбы народов Евразии. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ.
Доржиева О. 2004. Нужна ли бурятам Монголия? — Труд в Бурятии, 5.08.
Елаев А.А. 2000. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М.
Ешеева О. 2001. Судьба, освященная талантом. — Бурятия, 24.02.
Замятин Д.Н. 2004. Власть пространства и пространство власти. М.
Карбаинов Н. 2004. “Городские” и “головары” в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города). — Вестник Евразии, № 2 (25).
Конституция Республики Бурятия. 1994. — Бурятия, 9.03.
Найдаков В.Ц. 1997. Проблемы национально-культурного развития народов республики Бурятия. — Бурятия, 10.04.
Санжиев Г.Л. 1996. Государственно-правовое положение бурятского народа. — Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Вып. 3. Улан-Удэ.
Смит Э. 2004. Национализм и модернизм. М.
Строганова Е.А. 1997. Национально-культурное возрождение в Бурятии в конце ХХ века. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. М.
Субботин А. 2004. Потомки гуннов — объединяйтесь. — Труд в Бурятии, 5.08.
Сындуев Е. 2000. Люди Длинной Воли. Легенда о хонгодорах. Рязань.
Сындуев Е. 2001. Матушке-России. — Бурятия, 9.11.
Тумуров С. 2001. Матушка. Билингвизм. — Бурятия, 19.10.
Убеев Ю. 2001. Знаки революций. — Правда Бурятии, 18.05.
Урбанаева И.С. 1992. О феномене национального и перспективах межнациональных отношений в Байкальском регионе. — Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ.
Урбанаева И.С. 1996. Шаманизм монгольского мира как выражение тэнгрианской эзотерической традиции Центральной Азии. — Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. Материалы международного научного симпозиума. Улан-Удэ.
Урбанаева И.С. 1997. Центральноазиатская цивилизация и судьба бурят-монголов: тысячелетия степной культуры и путь национального духа в орбите России. — Доклады и тезисы международного симпозиума “Бурят-монголы накануне III тысячелетия. Опыт кочевой цивилизации. Россия — Восток — Запад в судьбе народа”. Улан-Удэ.
Чагдуров С.Ш. 2003. Вместо предисловия. — Чингисхан и судьбы народов Евразии. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ.
Чимитдоржиев Ш.Б. 1996. Была ли цивилизация у бурят? Улан-Удэ.
Чимитдоржиев Ш.Б. (сост.) 1998. “Буряад-Монгол” нэрые hэргээхэ. Вернуть название “Бурят-Монголия”. Улан-Удэ.
Чимитдоржиев Ш.Б. 1999. Бурят-монгольский этнос и монгольский мир — Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ.
Чимитдоржиев Ш.Б. 2000. Бурят-монголы: история и современность. Улан-Удэ.
Чимитдоржиев Ш.Б. 2002. Выступление на III Всебурятском съезде. — Архив ВАРК.
Barth F. 2000. Boundaries and Connections. — Signifying Identities. L., N.Y.
Hastings A. 2004. The Construction of Nationhood. Ethnicity, Religion and Nationalism. Cambridge.
Kaplonski C. 2004. Truth, History and Politics in Mongolia. The Memory of Heroes. L., N.Y.
Kohen A. 2000. Peripheral Vision. — Signifying Identities. L., N.Y.
Возможно, Вас заинтересуют:
Шевченко А. Ю.,
Дискурс-анализ политических медиа-текстов. – Полис. Политические исследования. 2002. №6
Тетерин А. Е.,
Применение качественных методов в политологическом исследовании (на примере критического дискурс-анализа Н.Фэркло). – Полис. Политические исследования. 2011. №5
Трахтенберг А. Д.,
Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания. – Полис. Политические исследования. 2006. №4
Клемешев А. П., Ильин М. В.,
Трудности перевода. Существо проблемы. – Полис. Политические исследования. 2019. №5
Кучинов А. М.,
Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации . – Полис. Политические исследования. 2016. №5