Между традицией и утопией:
левый консерватизм в России
Работяжев Н. В.,
Кандидат политических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН, rabotiajev@mail.ru
DOI: 10.17976/jpps/2014.04.08
Работяжев Н. В. Между традицией и утопией: левый консерватизм в России. – Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 114-130. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.04.08
Общепринято представление, что социализм и консерватизм – диаметрально противоположные мировоззрения. Тем не менее, в России существует крупная политическая организация – КПРФ – в идеологии которой соединены левые и правые, коммунистические и традиционные ценности. Поэтому эту партию можно рассматривать как носительницу левого (социального) консерватизма. Чтобы понять, как стал возможен подобный синтез правого и левого, автор делает экскурс в историю, демонстрируя, что консерватизм и социализм имели точки соприкосновения задолго до создания КПРФ. В XIX в. ни социалисты, ни консерваторы не принимали либеральную цивилизацию с ее индивидуализмом и рационализмом. Как славянофилы, так и радикалы-народники противопоставляли миру капиталистического модерна ценности русской крестьянской общины. Духовными предшественниками современного российского левого консерватизма можно считать “национал-большевизм” Н. Устрялова, евразийство, а также коммунистическое “неославянофильство” 1970 х годов. Все эти течения мысли утверждали, что Октябрьская революция 1917 г. и коммунизм являются не разрывом с российской традицией, но, напротив, ее продолжением. После восстановления в 1993 г. Компартии РФ левый консерватизм стал доминирующим в ее руководстве мировоззрением. Лидер партии Г. Зюганов в середине 1990 х годов провел масштабную ревизию ее идеологии, стремясь синтезировать коммунистические представления с государственно-патриотическими, марксизм – со взглядами русских консервативных философов (Н. Данилевского, К. Леонтьева и др.). Зюганов доказывал, что Россия – это самобытная цивилизация, отличная от западной. Российская традиция, согласно Зюганову, носит общинно-коллективистский (соборный) и этатистский характер. Поэтому социализм вполне органичен для России, а советская традиция тождественна российской. Задача же КПРФ, с точки зрения Зюганова, состоит в соединении “красного” идеала социальной справедливости с “белым” идеалом сильной национальной государственности. На основе анализа идеологии КПРФ автор делает вывод, что, хотя в левом консерватизме российских коммунистов и присутствуют элементы аутентичного консерватизма, по ряду параметров он ближе не к консервативной, а реакционной мысли.
Возможно, Вас заинтересуют:
Поляков Л. В.,
Онтология русской судьбы: хранить вечно?. – Полис. Политические исследования. 2016. №3
Сокольщик Л. М.,
Американский консерватизм и вызов популизма: теоретический и идеологический аспекты. – Полис. Политические исследования. 2021. №1
Макаренко Б. И.,
Консерваторы о консерваторах. – Полис. Политические исследования. 2017. №1
Дискуссия ,
Социалистическое видение современности, или Современное видение социализма. Как истолковать кризис социализма? Нужна ли новая парадигма и почему? Социализм-коммунизм versus демократический социализм. Кризис социального государства, крах реального социа. – Полис. Политические исследования. 1994. №5
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: КОНСЕРВАТИЗМ. – Полис. Политические исследования. 2001. №3