Риторика политического лидера как индикатор значимости Другого. США и КНР в выступлениях президентов РФ (2000-2015 гг.)

Риторика политического лидера как индикатор значимости Другого. США и КНР в выступлениях президентов РФ (2000-2015 гг.)


Малинова О. Ю.,

доктор философских наук, профессор, профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, omalinova@mail.ru


elibrary_id: 197217 | ORCID: 0000-0002-2754-8055 | RESEARCHER_ID: J-7893-2015


DOI: 10.17976/jpps/2016.02.03

Правильная ссылка на статью:

Малинова О. Ю. Риторика политического лидера как индикатор значимости Другого. США и КНР в выступлениях президентов РФ (2000-2015 гг.). – Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 21-37. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.02.03


Аннотация

В статье рассматриваются нерешенные теоретические проблемы, связанные с понятием Другого – внешней по отношению к Я группы, в диалогическом сопоставлении с которой осуществляется идентификация Я. Данное понятие описывает фундаментальное, но чрезвычайно разноликое явление, которое нуждается в дифференциации и классификации. Автор утверждает, что решение многих теоретических споров, связанных с образом Другого, – в частности вопроса о факторах его значимости для конституирования Я, – лежит в эмпирической плоскости и связано с систематическим анализом социальных практик, существенным элементом которых является соотнесение с конкретными внешними группами. Одним из “полигонов” для изучения механизмов реализации символических функций Другого и факторов, обусловливающих его значимость, может служить политическая риторика. Разделяемые представления о внешних Других являются не только неотъемлемым элементом механизма конструирования макрополитических идентичностей, но и инструментом символической политики как публичной деятельности, связанной с производством и продвижением различных способов видения социальной реальности. В частности, они активно используются для легитимации властных решений. В статье демонстрируется, каким образом изучение способов репрезентации Других в контексте оправдания и оспаривания политического курса позволяет оценить их значимость. Предложена методика анализа, опирающаяся на теоретические догадки зарубежных и отечественных исследователей относительно факторов значимости Другого. Она включает “ручное” кодирование и подсчет частоты использования(качественный контент-анализ) фреймов, используемых для репрезентации Другого. Возможности данной методики демонстрируются на примере сравнительного анализа ссылок на Американского и Китайского Другого в выступлениях президентов РФ в контексте легитимации политического курса.

Ключевые слова
Значимый Другой; макрополитическая идентичность; символическая политика; политическая риторика; фреймы; смешанные методы; образ США; образ Китая.


Содержание номера № 2, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Кирчанов М. В.,
Образ Китая как идеологического Другого в СМИ Индонезии. – Полис. Политические исследования. 2024. №1

Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Малинова О. Ю.,
Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Балакина Ю. В.,
Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах. – Полис. Политические исследования. 2023. №4

Крестинина Е. С.,
Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества. – Полис. Политические исследования. 2011. №4

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991