Совет Государственной Думы:
реальный вето-игрок или технический исполнитель?
Помигуев И. А.,
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”; Институт научной информации по общественным наукам РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ, pomilya@mail.ru
elibrary_id: 747133 | ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3068-5664 | RESEARCHER_ID: K-6308-2018
DOI: 10.17976/jpps/2016.02.12
Помигуев И. А. Совет Государственной Думы: реальный вето-игрок или технический исполнитель? – Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 171-183. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.02.12
Ситуация вокруг вхождения Крыма в состав Российской Федерации затронула многие сферы жизни страны, и в первую очередь политическую. В целях легитимации процесса присоединения были мобилизованы силы большинства политических акторов, особенно институциональных и партийных вето-игроков, согласие которых требуется для изменения законодательного статус-кво. Необходимость скорейшего реагирования на крымские события определила появление политических функций у Совета Государственной Думы – внутриинституциональной структуры, которая ранее отвечала только за организационную работу нижней палаты парламента. Последующее формальное закрепление таких функций дает основание предположить, что в России появился новый вето-игрок. Чтобы понять действительную роль Совета Госдумы в законодательном процессе, автор проанализировал его полномочия, а также рассмотрел качественные и количественные показатели влияния на повестку дня и законодательные инициативы. Полученные результаты свидетельствуют, что Совет Госдумы является сильной технической структурой с политическим составом и ограниченными политическими возможностями.
Список литературы
Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. 2007. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 8‑24.
Помигуев И.А. 2014. Концепция вето-игроков: новый подход в изучении форм правления. – Политическая наука. № 1. С. 199‑210.
Чейсти П. 2006. “За” и “против” мажоритаризма для российских законодателей. – Сравнительное конституционное обозрение. № 4 (57). С. 13‑20.
Чейсти П. 2009. Воздействие партийных рычагов власти Президента на законодательный процесс в посткоммунистической России. – Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства. Ред.-сост. Е.Ю. Мелешкина, Г.М. Михалева. М.: ИНИОН РАН. С. 95‑127.
Cohesion and Discipline in Legislatures: Political Parties, Party Leadership, Parliamentary Committees and Governance. Ed. by R.Y. Hazan. 2006. Routledge. 184 p.
Doering H. 2001. Parliamentary Agenda Control and Legislative Outcomes in Western Europe. – Legislative Studies Quarterly. No. 26. P. 145‑165.
The Role of Government in Legislative Agenda Setting. Ed. by G. Tsebelis, B.E. Rasch. 2011. L.; N.Y.: Routledge. 273 p.
Tsebelis G. 1999. Veto Players and Law Production in Parliamentary Democracies: an Empirical Analysis. – American Political Science Review. No. 93. P. 591‑608
Tsebelis G. 2002. Veto Players: how Political Institution Work. – Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. 440 p.
Tsebelis G., Rizova T. 2007. Presidential Conditional Agenda Setting in the Former Communist Countries. – Comparative Political Studies. Vol. 40. No. 10. P. 1155‑1182.
Возможно, Вас заинтересуют:
Помигуев И. А., Алексеев Д. В.,
Обнуление законопроектов: дисконтинуитет как технология блокирования политических решений. – Полис. Политические исследования. 2021. №4
Гайворонский Ю. О.,
“Раздельное голосование” на федеральных парламентских выборах в России (на примере Государственной Думы VII созыва). – Полис. Политические исследования. 2023. №3
Тарцан В. Н.,
Государственная молодежная политика в современной России. – Полис. Политические исследования. 2010. №3
Гельман В. Я.,
Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии. – Полис. Политические исследования. 2008. №5
Шевченко Ю. Д.,
Институционализация Государственной Думы и участие депутатов третьего созыва в парламентских выборах. – Полис. Политические исследования. 2005. №1