Политико-идеологические тренды постсоветских обществ:
попытка обобщения
Летняков Д. Э.,
Кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Институт философии РАН, letnyakov@mail.ru
elibrary_id: 588916 |
DOI: 10.17976/jpps/2018.01.09
Летняков Д. Э. Политико-идеологические тренды постсоветских обществ: попытка обобщения. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 129-142. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.09
В статье доказывается, что, несмотря на фрагментированность постсоветского пространства и существенное расхождение траекторий развития составляющих его стран, в политико-идеологической сфере государств бывшего СССР можно обнаружить ряд общих трендов. Среди прочего – это роль националистической идеологии как главного символического ресурса для постсоветских элит, призванного легитимировать статус-кво, который сложился после 1991 г. Как показывает автор, важность идеологии национализма в постсоветском контексте проявляется еще и в том, что националистический дискурс, будучи обращенным, прежде всего, к прошлому, позволяет избегать разговоров о проекте будущего, который, по большому счету, так и не появился ни в одной из постсоветских стран за годы независимости. Если элитам нечего предложить своим обществам в качестве проекта развития, им остается заниматься инструментализацией прошлого. Еще одна тенденция, общая для всех постсоветских государств, – это симулятивный характер политических идеологий. С формальной точки зрения на постсоветском пространстве царит идеологический плюрализм, различные политические силы апеллируют к широкому набору доктрин, от либерализма до политического ислама. Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда оказывается, что идеологические самоидентификации, используемые политиками, представляют собой не более чем бодрийяровские симулякры, так как партии создаются либо как политтехнологические проекты, призванные собрать голоса избирателей, либо как клиентелы вокруг влиятельных членов правящего класса. Автор полагает, что причина данного явления заключается не столько в недостаточной демократичности постсоветских политий, сколько в особенностях постсоветских трансформаций как таковых, которые сформировали своеобразный тип политической элиты, ориентированной прежде всего на извлечение ренты, а не на достижение общего блага.
Список литературы
Ачкасов В.А. 2015. Транзитология – научная теория или идеологический конструкт? – Полис. Политические исследования. № 1. С. 30-37. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.01.03
Балаян А. 2012. Политические трансформации в постсоветской Армении: проблемы адаптации и перспективы интеграции в современный мир. Препринт М-29/12. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 24 с.
Балибар Э., Валлерстайн И. 2004. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос. 285 с.
Бобохонов Р.С. 2011. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 годы). Причины, ход, последствия и уроки. – Общественные науки и современность. № 4. С. 74-83.
Бодрийяр Ж. 2016. Симулякры и симуляции. М.: ПОСТУМ. 2016. 238 с.
Вчерашнее завтра: как “национальные истории” писались в СССР и как пишутся теперь. Под ред. Г. Бордюгова, В. Бухараева. 2011. М.: АИРО-XXI. 247 с.
Гаджиев К.С. 2016. Конец или возрождение идеологии? – Свободная мысль. № 1 (1655). С. 93-104.
Гайдар Е.Т. 2009. Государство и эволюция. – Власть и собственность. СПб.: Норма. С. 183-329.
Денисенко М., Козлов В., Фаттахова А. 2015. Современные тенденции денежных переводов мигрантов в России и в мире. – Демографическое обозрение. Т. 2. № 3. С. 5-29.
Дерлугьян Г. 2010. Адепт Бурдье на Кавказе: эскизы к биографии в миросистемной перспективе. М.: Территория будущего. 558 с.
Искандарян А. 2011. Армения между автократией и полиархией. – Pro et Contra. № 3-4. С. 19-28.
Капустин Б.Г. 2001a. Конец “транзитологии”? О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 6-26. URL: http://www.politstudies.ru/article/2922
Капустин Б.Г. 2001b. Посткоммунизм как постсовременность (Российский вариант). – Полис. Политические исследования. № 5. С. 6-28. URL: http://www.politstudies.ru/article/2948
Карасев Д.Ю. 2012. Теория революции Чарльза Тилли. – Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 4. С. 176-189.
Карозерс Т. 2003. Конец парадигмы транзита. – Политическая наука. № 2. С. 42-65.
Малинова О.Ю. 2013. Конструирование смыслов: исследование символической политики в современной России. М.: ИНИОН РАН. 421 с.
Маркс К., Энгельс Ф. 1988. Немецкая идеология. М.: Изд-во политической литературы. 574 с.
Миллер А.И. 2010. От демократии XIX века к демократии XXI-го: каков следующий шаг? – Демократия и модернизация. К дискуссии о вызовах XXI века. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального общества; Европа. С. 91-102.
Мусихин Г.И. 2013. Очерки по теории идеологий. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 284 с.
Мусхелишвили М. 2001. Партикуляристская демократия: взгляд из постсоветской Грузии. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 29-53. URL: http://www.politstudies.ru/article/2949
Национальные истории в советском и постсоветских государствах. Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова. 1999. М.: “АИРО-XX”. 445 с.
Пантин И.К. 2004. Судьбы демократии в России. М.: ИФ РАН. 194 с.
Пастухов В.Б. 2012. Реставрация вместо реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию. М.: ОГИ. 526 с.
Россия в поисках идеологий: трансформация ценностных регуляторов современных обществ. Под ред. В.С. Мартьянова. 2016. М.: Политическая энциклопедия. 331 с.
Рябов А.В. 2016. Остановилось время. – Профиль. № 45 (978). С. 8-11.
Рязанова С. 2010. Политическая мифология в современном Узбекистане. – Россия и мусульманский мир. № 8. С. 75-87.
Солженицын А.И. 1995. Как нам обустроить Россию? – Публицистика: в 3 т. Т. 1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 720 с.
Соловьев А.И. 2007. Политическая идеология. – Политология: лексикон. Под ред. А.И. Соловьева. М.: РОССПЭН. С. 354-364.
Стародубровская И.В., Мау В.А. 2004. Великие революции: от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус. 510 с.
Тархан-Моурави Г. 2006. Политические партии в Грузии: затянувшееся становление. – Политическая наука. № 1. С. 243-267.
Тишков В.А. 2016. Усложняющее разнообразие: как его понимать и упорядочить. – Культурная сложность современных наций. Отв. ред. В.А. Тишков, Е.И. Филиппова. М.: Политическая энциклопедия. С. 7-18.
Фесенко В. 2006. Сила и слабость партийной системы Украины. – Политическая наука. № 1. С. 214-242.
Формизано Р.П. 2002. Понятие политической культуры. – Pro et Contra. Т. 7. С. 111-146.
Франсуа Э. 2004. “Места памяти” по-немецки: как писать их историю? – Ab imperio. № 1. С. 29-43.
Фурман Д.Е. 2007. Молдавские молдаване и молдавские румыны. – Доклады Института Европы РАН. № 206. М. С. 278-315.
Халид А. 2012. Постсоветские судьбы среднеазиатского ислама. – Конфессия, империя, нация: религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства. М.: Новое издательство. С. 316-344.
Цымбурский В. 2002. ЗАО “Россия”. – Русский журнал. 08.09. Доступ: http://old.russ.ru/politics/20020508-tzim-pr.html (проверено 07.07.2017).
Шнирельман В.А. 2003. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига. 245 с.
Beissinger M. 2002. Nationalist Mobilization and the Collapse of the Soviet State. Cambridge: Cambridge University Press. 503 p.
Bell D. 1960. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Glencoe. 416 p.
Brubaker R. 1994. Nationhood and the National Question in the Soviet Union and Post- Soviet Eurasia: An Institutionalist Account. – Theory and Society. Vol. 23. No. 1. P. 47-78. https://doi.org/10.1007/BF00993673
the Post-Soviet Era. 2014. Ed. by S. Hohmann, C. Mouradian, S. Serrano, J. Thorez. London; N.Y. 399 p.
Hellman J.S. 1998. Winners Take All: The Politics of Partial Reform in Postcommunist Transitions. – World Politics. Vol. 50. No. 2. P. 203-234. https://doi.org/10.1017/S0043887100008091
Katznelson I. 1990. Does the End of Totalitarianism Signify the End of Ideology? – Social Research. Vol. 57. No. 3. P. 557-569.
Mandel R. 2012. Introduction: Transition to Where? Developing Post-Soviet Space. – Slavic Review. Vol. 71. No. 2. P. 223-233. https://doi.org/10.1017/S0037677900013590
Martin T. 2001. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca, London: Cornell University Press. 496 p.
Moore D.Ch. 2001. Is the Post- in Postcolonial the Post- in Post-Soviet? Toward a Global Postcolonial Critique. – Publications of the Modern Language Association of America. Vol. 116. No. 1. P. 111-128.
Murzakulova A., Schoeberlein J. 2009. The Invention of Legitimacy: Struggles in Kyrgyzstan to Craft an Effective Nation-State Ideology. – Europe-Asia Studies. Vol. 61. No. 7. P. 1229-1248. https://doi.org/10.1080/09668130903068756
Roeder Ph.G. 1991. Soviet Federalism and Ethnic Mobilization. – World Politics. Vol. 43. No. 2. P. 196-232. https://doi.org/10.2307/2010471
Slezkine Y. 1994. The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism. – Slavic Review. Vol. 53. No 2. P. 414-452. https://doi. org/10.2307/2501300
Suny R.G. 1993. The Revenge of the Past: Nationalism, Revolution, and the Collapse of the Soviet Union. Stanford: Stanford University Press. 200 p.
Takane M. 1965. Economic Growth and the “End of Ideology” in Japan. – Asian Survey. Vol. 5. No. 6. P. 295-304. DOI: https://doi.org/10.2307/2642127
Возможно, Вас заинтересуют:
Линецкий А. И.,
Русская идея Александра Янова (полемические заметки на полях одноименного двухтомника). – Полис. Политические исследования. 2015. №6
Кульпин Э. С.,
Глобализирующийся мир и политическая модернизация. – Полис. Политические исследования. 2013. №3
Семененко И. С.,
Национализм, сепаратизм, демократия... Метаморфозы национальной идентичности в “старой” Европе. – Полис. Политические исследования. 2018. №5
Макаренко Б. И.,
Постсоветская партия власти: «Единая Россия» в сравнительном контексте. – Полис. Политические исследования. 2011. №1
Работяжев Н. В.,
Между традицией и утопией: левый консерватизм в России. – Полис. Политические исследования. 2014. №4