Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ:
сравнительный анализ соперничающих нарративов
Малинова О. Ю.,
Доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”; главный научный сотрудник, ИНИОН РАН, omalinova@mail.ru
elibrary_id: 197217 | ORCID: 0000-0002-2754-8055 | RESEARCHER_ID: J-7893-2015
DOI: 10.17976/jpps/2018.02.04
Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: сравнительный анализ соперничающих нарративов. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 37-56. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.04
Статья посвящена коммеморации столетия революции(й) 1917 г. в России в контексте постсоветской политики памяти. На основе недавних выступлений политиков и публицистов проводится сравнительный анализ исторических нарративов (смысловых схем, в которые вписываются повествования о революции(ях) 1917 г.), развиваемых ключевыми мнемоническими акторами – властвующей элитой, КПРФ, “консерваторами”, “либералами”, Русской православной церковью и др. Сравнение нарративов производится по пяти основаниям: 1) основная идея повествования (как правило, связана с миссией / политической программой / идентичностью мнемонического актора); 2) сюжетная линия (сосредоточена на истории трагедии и травмы, пережитой Россией в ХХ веке); 3) элементы-события, между которыми выстраиваются перспективные связи; 4) основные действующие лица; 5) уроки, которые предлагается вынести из исторического опыта. Анализ соперничающих исторических нарративов позволяет сделать вывод о наличии фрагментированного и конфликтного режима памяти о событиях 1917 г. Сравнение результатов анализа нарративов и стратегий мнемонических акторов позволяет объяснить, почему, несмотря на очевидное расхождение мнений, коммеморация столетия революции(й) 1917 г. прошла “неконфликтно”. Акторы, чьи стратегии соответствуют роли мнемонических борцов, либо не имели достаточных ресурсов для продвижения собственной интерпретации, либо частично разделяли установки властвующей элиты. Вместе с тем для последней было важно не столько утвердить собственную интерпретацию, сколько избежать “разжигания страстей”. Отказавшись от официальной коммеморации и благодаря этому избежав прямой полемики с оппонентами, власть достигла своей цели.
Список литературы
Зенкин С. 2003. Критика нарративного разума. Заметки о теории. 4. – Новое литературное обозрение. № 59. С. 42-44. Доступ: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html (проверено 30.01.2018).
Малинова О.Ю. 2017a. Неудобный юбилей: Итоги переосмысления “мифа основания” СССР в официальном историческом нарративе РФ. – Политическая наука. № 3. С. 13-39.
Малинова О.Ю. 2017b. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа. – Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. № 4 (87). С. 6-22. URL: http://politeia.ru/files/articles/rus/Politeia-2017-4(87).pdf (проверено 30.01.2018).
Малинова О.Ю. 2018. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: Анализ стратегий ключевых мнемонических акторов. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 9-25. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.02
Миллер А.И. 2013. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России. – Полития. № 4 (71). С. 114-126.
Миллер А.И. 2014. Политика памяти: год разрушенных надежд. – Полития. № 4 (75). С. 49-57.
Эткинд А. 2016. Кривое горе: Память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение. 328 с.
Bottici Ch., Challand B. 2006. Rethinking Political Myth: The Clash of Civilizations as a Self-Fulfilling Prophecy. – European Journal of Social Theory. Vol. 9. No. 3. P. 315-336. https://doi.org/10.1177/1368431006065715
Engström M. 2014. Contemporary Russian Messianism and New Russian Foreign Policy. – Contemporary Security Policy. Vol. 35. No. 3. P. 356-379. https://doi.org/10.1080/13523260.2014.965888
Irwin-Zarecka I. 1994. Frames of Remembrance. The Dynamics of Collective Memory. New Brunswick: Transaction Publishers. XIV, 214 p.
Mitrokhin N. 2009. The Russian Orthodox Church in Contemporary Russia: Structural Problems and Contradictory Relations. – Social Research. Vol. 76. No. 1. P. 289-320.
Papkova I. 2011. The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press. xiii, 265 p.
Twenty Years after Communism: The Politics of Memory and Commemoration. Ed. by M. Bernhard, J. Kubik. 2014. Oxford: Oxford University Press. xviii, 362 p.
Torbakov I. 2014. The Russian Orthodox Church and Contestations over History in Contemporary Russia. – Demokratizatsiya. Vol. 22. No. 1. P. 145-170.
Возможно, Вас заинтересуют:
Малинова О. Ю.,
Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов. – Полис. Политические исследования. 2018. №1
Малинова О. Ю.,
Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990‑х к 2010‑м годам. – Полис. Политические исследования. 2016. №6
Малинова О. Ю., Карпич Ю. В., Гурин М. Ю.,
Вспоминая август 1991-го: теледокументалистика как инструмент формирования памяти о политическом событии. – Полис. Политические исследования. 2023. №6
Михалев А. В.,
От рубежа противостояния к руинам забвения, или политика памяти в постсоциалистической Внутренней Азии. – Полис. Политические исследования. 2023. №6
Зарубина Н. Н., Носкова А. В.,
Образы России: размышляя об эпохах перемен. – Полис. Политические исследования. 2019. №2