Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы
Матвейчев О. А.,
Кандидат философских наук, профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, matveyol@yandex.ru
elibrary_id: 685476 |
DOI: 10.17976/jpps/2018.02.07
Матвейчев О. А. Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 82-99. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.07
В статье освещается история становления и развития в России рынка политических технологий и профессии политического консультанта, рассматриваемых как особый феномен, оказывающий существенное влияние на политический процесс в стране. Автор выделяет семь этапов становления отечественного политтехнологического рынка, содержательно совпадающих с этапами развития государственности и демократических институтов в современной России: 1) возникновение рынка, “политический энтузиазм” (1985-1993); 2) легитимизация и мифологизация политического консультирования и политических технологий (1994 – первая половина 1996); 3) “золотой век” (вторая половина 1996-1999); 4) стагнация и администрирование рынка (2000-2004); 5) “клиническая смерть” (2005-2007); 6) деградация традиционных технологий и перенесение творческой активности в интернет-пространство (2008-2011); 7) оживление рынка политтехнологий (2012-2017). С параметрами политической системы в стране прямо коррелируют также и избирательные технологии, используемые в разное время в избирательном процессе. Анализируя эпохальные и знаковые избирательные кампании с начала 1990-х годов до 2017 г., автор устанавливает закономерности процесса развития политических технологий в российских реалиях и дает собственную интерпретацию важнейших тенденций организации современного политического процесса. Автор отмечает, что профессия политконсультанта/политтехнолога применяется в России гораздо шире, нежели в странах “развитой демократии”, а ее российские представители, как правило, обладают более высокой квалификацией. По мнению автора, востребованность политтехнологов высокого класса будет лишь возрастать – несмотря на констатируемое некоторыми экспертами “сворачивание демократического проекта”.
Список литературы
Анохин М.Г., Гришин О.Е. 2000. Техника, технологии, политические технологии. – Актуальные проблемы политики и политологии в России. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Изд-во РАГС. С. 117-128.
Воины креатива. Главная книга 2008-2012. 2008a. М.: ЭКСМО. 256 с.
Воины креатива. Праведный меч. 2008b. М.: ЭКСМО. 320 с.
Воля О. 2009. Американское сало. М.: Алгоритм-книга. 416 с.
Гончаров В.Э. 2014. Странствующие рыцари демократии. Политические консультанты в XXI веке. СПб.: ИВЭСЭП. 378 с.
Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. 2002. Уши машут ослом.
Современное социальное программирование. Пермь: Alex J. Bakster Group. 192 с.
Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. 1999. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа. 240 с.
Кудинов О.П. 2000. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России: теории, методы, технологии, практика. Калининград: Янтарный сказ. 468 с.
Куртов А., Коган М. 2002. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании. М.: ГУ ВШЭ. 313 с.
Матвейчев О.А. 1999. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции. М.: Пайдейя. 295 с.
Матвейчев О.А. 2005. Суверенитет духа. М.: Поколение. 512 с.
Медиа-активизм. 2009. Большая актуальная политическая энциклопедия. Под ред. А.В. Белякова и др. М.: ЭКСМО.
Минченко Е.Н. 2001. Как стать и остаться губернатором. Екатеринбург: Урал ЛТД. 480 с.
Миронов А.С. 2001. Раздувай и властвуй. М.: Добросвет. 216 с.
Мошкин С.В. 1994. Политическая реклама. Пособие для начинающих политиков. Екатеринбург: УрО РАН. 113 с.
Политическое консультирование. 2002. Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова. М.: Никколо-Медиа. 471 с.
Рашкофф Д. 2003. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура. 368 с.
Самый короткий путь к власти. Технология выборов. 1995. Таганрог: Сфинкс. 256 с.
Ткачук И.С., Коновалова М.А. 2016. Основные этапы развития профессионального политического консалтинга в посткоммунистической России. – Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 9 (49). С. 44-47.
Фаер С.А. 1998. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб: Стольный град. 136 с.
Файрушина М.З. 2010. Особенности становления и основные этапы развития политического консалтинга в федеральных и региональных избирательных кампаниях России. – Вестник Башкирского университета. Т. 15. № 3. С. 763-766.
Электоральная политология: теория и опыт России. 1998. СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та. 202 с.
Hough J. Democratization and Revolution in the USSR, 1985-1991. Washington: Brookings Institution Press, 1997. 560 p.
Возможно, Вас заинтересуют:
Недяк И. Л.,
Политический маркетинг. – Полис. Политические исследования. 2010. №3
Пушкарева Г. В.,
Политический брендинг: разворот к символической политике. – Полис. Политические исследования. 2022. №4
Сморгунов Л. В.,
GR-менеджмент и публичная политика. – Полис. Политические исследования. 2024. №6
Ильясов Ф. Н.,
Политический маркетинг, или как продать вождя . – Полис. Политические исследования. 1997. №5
Нежданов Д. В., Русакова О. Ф.,
«Политический рынок» как системообразующая метафора современного политологического дискурса. – Полис. Политические исследования. 2011. №4