Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре
Мельников С. С.,
Кандидат социологических наук, ОАНО “Новая школа”, xmelnikov@gmail.com
DOI: 10.17976/jpps/2018.02.08
Мельников С. С. Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 100-114. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.08
В статье рассматривается инвариантное содержание российских политических карикатур, репрезентация политических процессов в них и – что наиболее существенно – латентных или маскируемых сторон общественно- политической жизни, идентифицируемых в ходе контент-анализа карикатурных изображений. Статус юмора в современном политическом дискурсе заметно вырос из-за медиатизации и виртуализации коммуникационного пространства. При этом в сфере изобразительного юмора, несмотря на появление новых жанров, авторская карикатура по-прежнему обладает наибольшей общественной значимостью. Сюжеты политических карикатур, как и политического юмора в целом, нередко отображают конфликтные эпизоды взаимоотношений между политическим “мы”- сообществом, к которой принадлежат художник и аудитория, и антагонистичным “они”-сообществом. Подобные сюжеты характерны и для российской карикатуры, учитывая значительный удельный вес государственной, культурной и национальной принадлежности в коллективной идентичности современных россиян. Как показал сравнительно-исторический анализ, для российской политической карикатуры характерно отображение конфликтов между “мы”-сообществом россиян / русских и “они”-сообществом Запада / представителей конкретных западных обществ. Динамика и степень фокусировки отечественных карикатуристов на данном антагонизме изучаются методом контент-анализа. В ходе исследования было выявлено, что, начиная с перестройки интерес к изображению западных акторов в отечественной политической карикатуре снизился – приоритетными для карикатуристов стали внутрироссийские события и процессы. Привлекательность изображения “мы”- группы россиян с течением времени снижается, что говорит о формировании критического отношения к собственным проблемам. При более привлекательной репрезентации “мы”-сообщества россиян западное “они”-сообщество изображается как в целом более выразительное и прогрессивное. Характерное для последних десятилетий перенесение карикатурной противопоставленности “мы”-сообщества и “они”-сообщества из внешнеполитической сферы во внутриполитическую вкупе с полярной идеологической направленностью российских карикатуристов (в том числе и по отношению к Западу) указывает на низкую степень консолидации российского общества.
Список литературы
Барабанов О.Н. 2014. После Крыма: визуальный гротеск российских социальных медиа – Россия в глобальной политике. № 3. Доступ: http://globalaffairs.ru/ukraine_crysis/Posle-Kryma-vizualnyi-grotesk-rossiiskikh-sotcialnykh-media-16683 (проверено 18.08.2017).
Букреева О.В. 2011. Образ российской власти и политических лидеров в концепту-
альном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 117-122. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4467 (проверено 18.01.2018).
Воробьева И.В. 2016. Противоречия и парадоксы политических ориентаций в структуре жизненного мира россиян. – Социологические исследования. № 1. С. 17-26.
Гоббс Т. 2001. Левиафан. М.: Мысль. 478 с.
Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. 2010. Смех – дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре. М.: Институт российской истории РАН. 328 c.
Горшков М.К. 2015. О влиянии неэкономических факторов на социально-экономическое развитие общества. – Гуманитарий Юга России. № 1. С. 15-25.
Горяева Т.М. 2009. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М.: РОССПЭН. 407 с.
Дмитриев А.В. 1998. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН. 332 с.
Златковский М. 2002. “Юмор молодых”: из истории карикатуры в России 1953-2000 годы. – Феноменология смеха. Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре. М.: Российский институт культурологии. С. 28-83.
Иоффе М. 1971. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. Художник. 296 с.
Казаневский В.А. 2004. Искусство современной карикатуры. Киев: Альтерпрес. 152 с.
Лукин А.В. 2014. Шовинизм или хаос: порочный выбор для России. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 159-171. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.10
Москин Д.Н. 2000. Краткая энциклопедия карикатуры. Петрозаводск: ПетроПресс. 208 с.
Панофский Э. 2009. Этюды по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-Классика. 432 с.
Парсонс Т. 1998. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с.
Разуваев В.В. 2003. Политический смех в современной России. М.: ГУ-ВШЭ. 262 с.
Российская идентичность в социологическом измерении (аналитический доклад). 2007. – Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Доступ: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident.html (проверено 18.08.2017).
Салатова Л.М. 2014. Стереотипные образы мирового кризиса в российских и американских графических моделях. – Вестник Челябинского государственного университета. № 10. С. 110-115.
Соловьев А.И. 2002. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 5-18. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.03.02
Сорокин П.А. 2005. Социология революции. М.: РОССПЭН. 704 с.
Сысоев В.В. 1983. Ходите тихо, говорите тихо. Париж – Нью-Йорк: Третья волна. 98 с.
Темницкий А.Л. 2003. Учебное исследование по эмпирической социологии. М.: МГИМО МИД России. 250 с.
Фокина М.А. 2012. Демотиваторы в России и США: новые жанры интернет-коммуникации в глобализирующемся мире. – Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. № 20. С. 74-85.
Цыкалов Д.Е. 2012. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны. – Вестник ВолГУ. Серия 4. № 1. С. 85-90. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2012.1.12
Шарков Ф.И. 2016. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08
Bell P. 2001. Content Analysis of Visual Images. – The Handbook of Visual Analysis. Ed. by T. van Leeuwen, C. Jewitt. London: SAGE Publications Ltd. P. 10-35.
Bourdieu P. 2008. Giving Voice to the Voiceless. – P. Bourdieu. Political Interventions:
Social Science and Political Action. London: Verso. P. 70-78.
Gocek F.M. 1998. Political Cartoons in the Middle East. Princeton: Markus Wiener Publishers. 155 p.
Kuipers G. 2008. Sociology of Humour. – The Primer of Humour Research. Ed. by V. Raskin. Berlin, New York: Mouton de Gruyter. P. 366-423.
Sani I., Abdullah M.H., Abdullah F.S., Ali A.M. 2012. Political Cartoons as a Vehicle of Setting Agenda: the Newspaper Example. – Asian Social Science. Vol. 8. No. 6. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v8n6p156
Shifman L. 2014. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: MIT Press. 199 p.
Tsakona V., Popa D.E. 2011. Studies in Political Humour: In Between Political Critique and Public Entertainment. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 290 p.
Возможно, Вас заинтересуют:
Сморгунов Л. В.,
Политическая идентичность и понятие политического. – Полис. Политические исследования. 2012. №6
Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б.,
Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть II. Глядя на Восток. – Полис. Политические исследования. 2018. №5
Казанцев А. А.,
Грамматика «русской идеи» или как создавать новые идеологии в России?. – Полис. Политические исследования. 2010. №3
Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5
Карягин М. Е., Сунгуров А. Ю.,
Современное российское политологическое сообщество – первые шаги к анализу. – Полис. Политические исследования. 2016. №2