Восприятие Европы в молодежной среде в контексте новых реалий мировой политики (на материалах Краснодара)

Восприятие Европы в молодежной среде в контексте новых реалий мировой политики (на материалах Краснодара)


Самаркина И. В.,

Доктор политических наук, доцент, Кубанский государственный университет, smrkn@mail.ru


elibrary_id: 186730 | ORCID: 0000-0002-0205-8543 | RESEARCHER_ID: A-4728-2017

Морозова Е. В.,

Доктор философских наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар, morozova_e@inbox.ru


elibrary_id: 388085 | ORCID: 0000-0002-1369-7594 | RESEARCHER_ID: R-9250-2016

Мирошниченко И. В.,

Доктор политических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, mirinna78@mail.ru


elibrary_id: 384930 | ORCID: 0000-0002-2650-6662 | RESEARCHER_ID: Q-7280-2016


DOI: 10.17976/jpps/2018.03.08

Правильная ссылка на статью:

Самаркина И. В., Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Восприятие Европы в молодежной среде в контексте новых реалий мировой политики (на материалах Краснодара). – Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 110-129. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.03.08


Аннотация

В условиях масштабных геополитических изменений важным становится изучение субъективного пространства политики и механизмов его конструирования, определяющих образы политических субъектов/государств и результаты их восприятия различными социальными общностями. В статье представлены результаты исследования восприятия образа Европы молодыми людьми. Модель социальной перцепции объекта Европы состоит из нескольких ключевых компонентов: содержание образа Европы (объектные параметры), влияющие на восприятие образа факторы (контекстные, коммуникативные и субъектные), функции образа Европы, влияющие на формирование национально- государственной идентичности. Основным методом сбора эмпирической информации была фокус-групповая дискуссия с участием различных слоев молодежи, представленных в Краснодаре и регионе. Для стимулирования дискуссии применялись методики проективного рисунка, неоконченных предложений, семантического дифференциала, картографирование и шкалирование. Для оценки и концептуализации полученных данных результаты обсуждались с экспертами. Предложенная в исследовании объяснительная модель образа Европы позволяет охватить сложность, многомерность и взаимообусловленность его структурных элементов. Будучи частью субъективного пространства политики, образ Европы складывается из конфигурации рациональных и бессознательных компонентов, имеющих вербальные и визуальные проекции в системе когнитивных, аффективных и поведенческих аттитюдов и изменяющихся под воздействием комплекса структурных и динамических факторов. Молодежь представляет Европу как многоуровневую многосоставную динамичную структуру. Являясь результатом воздействия системы внешних и внутренних факторов, механизмов и институтов социализации, целенаправленных и стихийных воздействий, компоненты образа Европы составляют систему базовых констант и переменных. Константные параметры образа формируются, как правило, под воздействием структурных факторов, переменные параметры подвержены влиянию динамических факторов. Наиболее важным перцептивным экраном, влияющим на “сердцевину” образа Европы в восприятии наших респондентов, является система образования. Что касается периферийных компонентов, то в их формировании важнейшую роль играют интернет-ресурсы, особенно социальные сети, блоги и онлайн-игры. Исследование показало наличие в сознании молодежи представления о поколенческом разрыве в восприятии образа Европы, в значительной мере обусловленного характером личного опыта знакомства с европейскими странами.

Ключевые слова
идентичность; образ Европы; восприятие; молодежь; Другой; Чужой; персонифицированные идентификаторы; поколенческий разрыв.


Список литературы

Бедерсон В.Д. 2015. В поисках героев: разнообразие персоналистских идентифи­каторов и политика идентичности в регионах современной России. – Символическая политика. Вып. 3: Политические функции мифов. Москва: ИНИОН РАН. С. 192-209.

Ведерникова М.И. 2016. Объективные и субъективные факторы восприятия имиджа России в ЕС. − Вестник РУДН. Серия Политология. № 2. С. 53-60.

Давыборец Е.Н. 2015. Роль факторов субъективного восприятии объекта в фор­мировании имиджа государства. − Вестник ЗабГУ. № 10 (125). С. 41−49.

Евтушенко А.С., Сазантович А.Б., Самаркина И.В. 2016a. Европа в восприятии соседей: проблемы, методики и результаты современных зарубежных исследова­ний. – Человек. Сообщество. Управление. Т. 17. № 4. С. 45-61.

Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. 2002. Политическая реклама. М.: Никколо М. 240 c.

Жижек С. 1999. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал. 114 c.

Кастельс М. 2016. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 579 с.

Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. 2006. Динамика образа государства в международных отношениях. СПб.: Изд-во СПбГУ. 376 с.

Костяев С.С. 2015. Имидж России в США: анализ экзогенных и эндогенных факторов. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 2 (18). С. 14-21.

Лапкин В.В., Семененко И.С. 2013. “Человек политический” перед вызовами “infomodernity”. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 64-81. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4780 (проверено 06.04.2018).

Медведев Д.А. 2016. Реализации ресурса “мягкой силы” во внешнеполитической стра­тегии России. – Soft Power, мягкая сила, мягкая власть. Междисциплинарный анализ. Сост. и ред. Е.Г. Борисова. 3-е изд. М.: Флинта. C. 11-12.

Мид Дж. 1994. Азия. − Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издательство МГУ. С. 122-128.

Муфф Ш. 2004. К агонистической модели демократии. − Логос. № 2 (42). С. 180-197.

Нарбут Н.П., Троцук И.В. 2011. Образы стран-соседей в восприятии студенческой молодежи (по результатам социологических исследований). – Вестник РУДН. Cерия Социология. № 4. С. 109-117.

Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение. Под ред. Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой. 2008. М.: Издательство МГУ. 123 c.

Паршин П.Б. 2016. Приключения мягкой силы в мире коммуникативных тех­нологий (прекраснодушные заметки). – Soft Power, мягкая сила, мягкая власть. Междисциплинарный анализ: коллективная монография. Сост. и ред. Е.Г. Борисова. 3-е изд. М., C. 2-7.

Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Д. 2010. Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 107-121. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4307 (проверено 06.04.2018).

Плотичкина Н.В. 2013. Просьюмеризм как политическая практика. − Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. № 3. С. 66-79.

Самаркина И.В. 2017. Субъективное пространство политики – Идентичность. Личность. Общество. Политика. Энциклопедическое издание. М.: Весь Мир. С. 380-385.

Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. 2006. Образ России на Западе: диалектика представлений в контексте мирового развития (К постановке проблемы). − Полис. Политические исследования. № 6. С. 110-124. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.06.08

Шейгал Е.И. 2000. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена. 368 с.

Шестопал Е.Б. 2008. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные про­блемы исследования. − Образы государств, наций и лидеров. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс. С. 8-24.

Шестопал Е.Б., Губченко В.А., Джамалудинов Ш.З., Джгамадзе К.Б., Тумысов И.А. 2016. Образы Евросоюза в России: проблемы восприятия. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 12-24. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.03

Шмитт К. 1992. Понятие политического. − Вопросы социологии. № 1. С. 37-67.

Эриксон Э. 2006. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта. 352 с.

Chaban N., Elgstrom O., Kelly S., Yi L. 2013. Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union Power and Leadership. − Journal of Common Market Studies. Vol. 51. No. 3. Р. 433-451.

Dias V.A. 2013. The EU and Russia: Competing Discourses, Practices and Interests in the Shared Neighborhood. − Perspectives on European Politics and Society. Vol. 14. No. 2. Р. 256-271.

Elgstrom O. 2007. Outsiders’ Perceptions of the European Union in International Trade Negotiations. − Journal of Common Market Studies. Vol. 45. No. 4. Р. 949-967.

Kask K., Hannust T. 2013. Does a Dozen Years Change a Thing? Estonian Children’s Drawings of Europe in 2000 and 2012. − Trames: Journal of the Humanities and Social Sciences. Vol. 17. No. 3. Р. 301-312.

Mason R. 2012. School Children’s Visualizations of Europe. − European Educational Research Journal. Vol. 11. No. 1. Р. 145-165.

O’Tuathail G., Dalby S. 1998. Rethinking geopolitics: Towards a critical geopolitics. London: Routledge.133 p.

Portela C. 2010. The Perception of the European Union in the Southeast Asia. − Asia Europe Journal. Vol. 8. No. 2. Р. 149-160.

Torney D. 2014. External Perceptions an EU Foreign Policy Effectiveness: The Case of Climate Change. − Journal of Common Market Studies. Vol. 52. No. 6. Р. 1358-1373.

Содержание номера № 3, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Самаркина И. В., Башмаков И. С.,
Локальная идентичность: механизмы конвертации в конструктивные социально-политические практики молодежи. – Полис. Политические исследования. 2021. №2

Самаркина И. В., Башмаков И. С., Колозов Д. П., Кузьменко Н. П.,
Образ будущего как компонент субъективного пространства политики: концептуальная модель и опыт ее апробации. – Полис. Политические исследования. 2024. №5

Евгеньева Т. В., Смулькина Н. В., Цымбал И. А.,
Место России в мире в восприятии рядовых граждан: идентификационное измерение. – Полис. Политические исследования. 2020. №4

Шестопал Е. Б.,
Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия. – Полис. Политические исследования. 2013. №3

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991