Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе

Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе


Пузанова Ж. В.,

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, puzanova_zhv@rudn.university


elibrary_id: 193540 |

Нарбут Н. П.,

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, narbut_np@rudn.university


elibrary_id: 251248 |

Ларина Т. И.,

Кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, Larina_ti@rudn.university


elibrary_id: 701812 |

Антонова Л. А.,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, специалист, Российский университет дружбы народов, Antonova_la@rudn.university


elibrary_id: 720357 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.04.11

Правильная ссылка на статью:

Пузанова Ж. В., Нарбут Н. П., Ларина Т. И., Антонова Л. А. Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе. – Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 143-155. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.11


Аннотация

В статье рассмотрены основные контексты интернационализации в высшей школе и связанные с ней отдельные аспекты воспитания патриотизма в условиях интенсификации межкультурного взаимодействия. Российский университет дружбы народов (РУДН) в течение многих лет является ярким примером межнациональной мультикультурной образовательной среды, поэтому значительный интерес представляют результаты проведенного в вузе социологического исследования, раскрывающие особенности понимания и проявления патриотических воззрений и установок российских и иностранных студентов. Исследование показало отсутствие принципиальных отличий в понимании патриотизма российскими и иностранными студентами, при этом любовь к своей стране, гордость ее достижениями, готовность пожертвовать собой во благо Родины чаще связываются с понятием патриотизма студентами- россиянами, тогда как уважение к государственному строю, символике, готовность служить в армии, любовь к своим близким оказались в большей степени характерны для студентов-иностранцев. Немалое число иностранных студентов заинтересовано остаться в России после окончания учебы. Авторами затронут ряд проблем, связанных с рисками межнациональных конфликтов, языкового барьера и в целом сложной адаптации иностранных студентов. Полученные данные могут быть использованы для принятия управленческих решений в вузах, обучающих иностранных граждан.

Ключевые слова
студенчество; патриотизм; интернационализация высшего образования; этническая толерантность; политика мультикультурализма.


Список литературы

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. 2014. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований. 228 с.

Бардин А.Л. 2017. Патриотизм. – Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Издательство “Весь мир”. С. 598-607.

Веревкин О.Л. 2009. Мотивы приезда иностранцев на учебу в Россию. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. Т. 92. С. 245-251.

Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. 2009. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования. – Высшее образование в России. № 6. C. 123-131.

Громов А.Д. 2016. Академическая мобильность иностранных студентов в России. – Факты образования. № 7. 15 с.

Зырянов С.Г., Лесняк В.И. 2013. Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации. – Социум и власть. № 2. Т. 40. С.11-16

Карманова Т.М. 2017. Психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности. – Международный журнал экспериментального образования. № 7. С. 71-73.

Кошелева Е.Ю., Амартей Д.А. 2015. Влияние факторов стресса на адаптацию к академическому процессу в российском вузе иностранных и российских студен­тов. – Альманах современной науки и образования Тамбов. № 4. Т. 94. C. 95-98.

Кубалова З.Т. 2015. Размышления о патриотизме и забытом термине “интерна­ционализм”. – Культура. Духовность. Общество. № 16. C. 35-41.

Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. 2017. Жизнь студента в европейском измерении. – Социологические исследования. № 5. С. 47-50

Рубинская Э.Д., Савченкова И.Н. 2015. Иностранные студенты как рабочий ре­сурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического исследования). – Вопросы регулирования экономики. № 6. Т. 6. С. 73-81.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. 2008. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл. 172 с.

Altbach Ph. Knight J. 2007. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. – Journal of Studies in International Education. Vol. 11. No. 3-4. P. 290-305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542

Knight J. 2003. Updating the Definition of Internationalization. – International Higher Education. Vol. 33. P. 2-3.

Shanti G. 2014. Re-Imagined Universities and Global Citizen Professionals: International Education, Cosmopolitan Pedagogies and Global Friendships. Palgrave Macmillan UK. xiii+284 p.

Содержание номера № 4, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Сулима И. И.,
Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. – Полис. Политические исследования. 2001. №2

Рябов В. В., Пищулин Н. П.,
Педагогика будущего (Концепция высшего образования МГПУ) . – Полис. Политические исследования. 1996. №3

Лапин Н. И.,
Политология в системе высшего образования: опыт концептуализации профессиональной подготовки . – Полис. Политические исследования. 1994. №5

Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И.,
Патриотизм как политический дискурс в современной России. – Полис. Политические исследования. 2020. №2

Воевода Е. В., Белогуров А. Ю.,
Аксиология образования в дискурсе современной политики. – Полис. Политические исследования. 2018. №6

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991