"Мир веры" и "мир неверия": экспансия и редукция религиозности

"Мир веры" и "мир неверия":
экспансия и редукция религиозности


Барановский В. Г.,

Доктор исторических наук, научный руководитель Центра ситуационного анализа ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, baranovsky@imemo.ru


elibrary_id: 627742 |

Наумкин В. В.,

научный руководитель Института востоковедения РАН, director@ivran.ru


elibrary_id: 71351 | RESEARCHER_ID: R-9576-2019


DOI: 10.17976/jpps/2018.06.02

Правильная ссылка на статью:

Барановский В. Г., Наумкин В. В. "Мир веры" и "мир неверия": экспансия и редукция религиозности. – Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 8-31. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.02


Аннотация

Рост религиозности и наступательное движение секуляризма; две параллельные и вместе с тем противостоящие друг другу тенденции современного мирового развития. Во многих частях мира, в том числе и в его исламском сегменте, происходит расширение “зоны неверия”. Но одновременно идет процесс религиозного ренессанса, связанный с характерным для высокотехнологичной эпохи запросом на переосмысление рутинных социально-духовных ценностей и поведенческих стереотипов, поиском духовности. Одним из направлений становится обращение к традиционным религиям или формирование новых религиозных течений. На этой почве, особенно в сочетании с обострением иных проблемных обстоятельств развития социума, возможны разнообразные сотрясающие его “выбросы”. Вспышки право- и леворадикального экстремизма периодически возникают на политическом поле Европы и Латинской Америки. А в некоторой части исламского мира, не только на Ближнем Востоке, мощный импульс получает религиозный радикализм, причем с весьма драматическими и широкими по масштабам последствиями. Противоречивые тенденции, связанные с фактором религиозности, вписаны в не менее противоречивый контекст глобализации. Создавая предпосылки для диалога религий и для сближения между разными течениями в рамках одного религиозного направления, она одновременно оттеняет их консервирующую, идентифицирующую функцию, что становится частью резистентной реакции социума через оживление и активизацию партикуляризма. В религиозном мире сталкиваются с эрозией ценностей и их десакрализацией. Идет двуединый процесс “экспансия-редукция”, когда может происходить расширение количественных параметров ареала религиозности наряду с корректировкой ее качественных параметров. Хотя в ряде конфессий внутренняя неоднородность остается серьезным фактором напряженности (сунниты–шииты), в целом “мир веры” становится менее ригидным, в том числе и в связи с восприятием элементов иных культур и традиций. Аналогичные тенденции обнаруживаются и в “мире неверия”. Причины и перспективы наблюдаемого всплеска радикализма на Ближнем Востоке надо рассматривать в контексте более фундаментальных долговременных процессов в регионе и в мире и обязательно с учетом как мощных, хотя и противоречивых глобализационных трендов, так и очевидной неисчерпанности религиозных факторов в эволюции социума.

Ключевые слова
религия; ислам; Ближний Восток; прогнозы; радикализм; ДАИШ; ИГИЛ; глобализация; политика; миграции; секуляризм; фундаментализм.


Список литературы

Агаджанян А. 2005. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму. – Религии и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко, Г. Филатова. М.: Неостром. С. 222-255.

Армстронг К. 2016. Поля крови: религия и история насилия. М.: Альпина нонфикшн. 538 с.

Бектимирова Н., Липилина М., Симония А. 2016. Избирательные системы и электоральные процессы в странах Индокитая на современном этапе. М.: Тезаурус. 281 с.

Кузнецов В. 2017. Постсекулярный век модерна. Ближневосточный извод. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 35. № 3. С. 85-111.

Наумкин В. 2008. Ислам и мусульмане: культура и политика. М.: Нижний Новгород: Медина. 767 с.

Наумкин В. 2011. Ближний Восток в мировой политике и культуре. М.: ИВ РАН. 376 с.

Al-Yaqoubi Sh.M. 2016. Refuting ISIS. 2nd edition. Herndon, Virginia, USA: Sacred Knowledge. 152 p.

Arakeri A. 1998. Tibetans in India – The Uprooted People and their Cultural Transplantation. New Delhi: Reliance Publishing House. 487 p.

Armstrong К. 2002. Islam – a Short History. A Modern Library Chronicles Book. New York: The Modern Library. 272 р.

Gerecht R. 2011. The Wave: Man, God, and the Ballot Box in the Middle East. Stanford: Hoover Institution Press. 181 p.

Kam E. 2015. The Islamic State Surprise: The Intelligence Perspective. – Strategic Assessment. No. 18. P. 21-31.

Kaplan R. 2018. The Return of Marco Polo’s World: War, Strategy and American Interests in the Twenty-First Century. New York: Random House. 304 p.

Krause P. 2018. A State, an Insurgency, and a Revolution: Understanding and Defeating the Three Faces of ISIS. – The Future of ISIS: Regional and International Implications. Ed. by Feisal al-Istrabadi and Sumit Ganguly. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. P. 223-246.

Lane E.W. 1984. Arabic-English Lexicon. Vol. 1. Cambridge: The Islamic Texts Society.1487 p.

Leonard М. 2007. Divided World: The Struggle for Primacy in 2020. L.: Center for European Reform. 54 p.

Mohammedou M.M. 2017. A Theory of ISIS. Political Violence and the Transformation of the Global Order. London: Pluto Press. 272 p.

Roy O. 1994. The Failure of Political Islam. L., New York: I.B. Tauris Publishers. 256 p.

Shukla A., Dikshit V. 2009. Tibetan Buddhism – Past and Present. – Himalayan and Central Asian Studies (Journal of Himalayan Research and Cultural Foundation). Vol. 13. No. 1. P. 43-53. 

Содержание номера № 6, 2018
Рост религиозности и наступательное движение секуляризма; две параллельные и вместе с тем противостоящие друг другу тенденции современного мирового развития. Во многих частях мира, в том числе и в его исламском сегменте, происходит расширение “зоны неверия”. Но одновременно идет процесс религиозного ренессанса, связанный с характерным для высокотехнологичной эпохи запросом на переосмысление рутинных социально-духовных ценностей и поведенческих стереотипов, поиском духовности. Одним из направлений становится обращение к традиционным религиям или формирование новых религиозных течений. На этой почве, особенно в сочетании с обострением иных проблемных обстоятельств развития социума, возможны разнообразные сотрясающие его “выбросы”. Вспышки право- и леворадикального экстремизма периодически возникают на политическом поле Европы и Латинской Америки. А в некоторой части исламского мира, не только на Ближнем Востоке, мощный импульс получает религиозный радикализм, причем с весьма драматическими и широкими по масштабам последствиями. Противоречивые тенденции, связанные с фактором религиозности, вписаны в не менее противоречивый контекст глобализации. Создавая предпосылки для диалога религий и для сближения между разными течениями в рамках одного религиозного направления, она одновременно оттеняет их консервирующую, идентифицирующую функцию, что становится частью резистентной реакции социума через оживление и активизацию партикуляризма. В религиозном мире сталкиваются с эрозией ценностей и их десакрализацией. Идет двуединый процесс “экспансия-редукция”, когда может происходить расширение количественных параметров ареала религиозности наряду с корректировкой ее качественных параметров. Хотя в ряде конфессий внутренняя неоднородность остается серьезным фактором напряженности (сунниты–шииты), в целом “мир веры” становится менее ригидным, в том числе и в связи с восприятием элементов иных культур и традиций. Аналогичные тенденции обнаруживаются и в “мире неверия”. Причины и перспективы наблюдаемого всплеска радикализма на Ближнем Востоке надо рассматривать в контексте более фундаментальных долговременных процессов в регионе и в мире и обязательно с учетом как мощных, хотя и противоречивых глобализационных трендов, так и очевидной неисчерпанности религиозных факторов в эволюции социума.

&rft.issue=6&rft.spage=8&rft.epage=31&rft.tpage=8-31&rft.number=&rft.year=2018&rft.issn=0321-2017&rft.shorttitle=Полис. Политические исследования&rft.subject=религия; ислам; Ближний Восток; прогнозы; радикализм; ДАИШ; ИГИЛ; глобализация; политика; миграции; секуляризм; фундаментализм&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.politstudies.ru%3A&rft.date=2018&rft.au=Владимир Георгиевич Барановский&rft.au=Виталий Вячеславович Наумкин">

Возможно, Вас заинтересуют:


Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Мирский Г. И.,
Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия . – Полис. Политические исследования. 1998. №2

Гринин Л. Е., Коротаев А. В.,
Политические аспекты современного исламизма. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Религиозная политика постсоветских государств: между “эффектом колеи” и “правительностью”. – Полис. Политические исследования. 2021. №4

Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве. – Полис. Политические исследования. 2020. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2009


Макаренко В. П.
Политическая концептология: первые итоги разработки

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991