"Мир веры" и "мир неверия":
экспансия и редукция религиозности
Барановский В. Г.,
Доктор исторических наук, научный руководитель Центра ситуационного анализа ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, baranovsky@imemo.ru
elibrary_id: 627742 |
Наумкин В. В.,
научный руководитель Института востоковедения РАН, director@ivran.ru
elibrary_id: 71351 | RESEARCHER_ID: R-9576-2019
DOI: 10.17976/jpps/2018.06.02
Барановский В. Г., Наумкин В. В. "Мир веры" и "мир неверия": экспансия и редукция религиозности. – Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 8-31. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.02
Рост религиозности и наступательное движение секуляризма; две параллельные и вместе с тем противостоящие друг другу тенденции современного мирового развития. Во многих частях мира, в том числе и в его исламском сегменте, происходит расширение “зоны неверия”. Но одновременно идет процесс религиозного ренессанса, связанный с характерным для высокотехнологичной эпохи запросом на переосмысление рутинных социально-духовных ценностей и поведенческих стереотипов, поиском духовности. Одним из направлений становится обращение к традиционным религиям или формирование новых религиозных течений. На этой почве, особенно в сочетании с обострением иных проблемных обстоятельств развития социума, возможны разнообразные сотрясающие его “выбросы”. Вспышки право- и леворадикального экстремизма периодически возникают на политическом поле Европы и Латинской Америки. А в некоторой части исламского мира, не только на Ближнем Востоке, мощный импульс получает религиозный радикализм, причем с весьма драматическими и широкими по масштабам последствиями. Противоречивые тенденции, связанные с фактором религиозности, вписаны в не менее противоречивый контекст глобализации. Создавая предпосылки для диалога религий и для сближения между разными течениями в рамках одного религиозного направления, она одновременно оттеняет их консервирующую, идентифицирующую функцию, что становится частью резистентной реакции социума через оживление и активизацию партикуляризма. В религиозном мире сталкиваются с эрозией ценностей и их десакрализацией. Идет двуединый процесс “экспансия-редукция”, когда может происходить расширение количественных параметров ареала религиозности наряду с корректировкой ее качественных параметров. Хотя в ряде конфессий внутренняя неоднородность остается серьезным фактором напряженности (сунниты–шииты), в целом “мир веры” становится менее ригидным, в том числе и в связи с восприятием элементов иных культур и традиций. Аналогичные тенденции обнаруживаются и в “мире неверия”. Причины и перспективы наблюдаемого всплеска радикализма на Ближнем Востоке надо рассматривать в контексте более фундаментальных долговременных процессов в регионе и в мире и обязательно с учетом как мощных, хотя и противоречивых глобализационных трендов, так и очевидной неисчерпанности религиозных факторов в эволюции социума.
Список литературы
Агаджанян А. 2005. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму. – Религии и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко, Г. Филатова. М.: Неостром. С. 222-255.
Армстронг К. 2016. Поля крови: религия и история насилия. М.: Альпина нонфикшн. 538 с.
Бектимирова Н., Липилина М., Симония А. 2016. Избирательные системы и электоральные процессы в странах Индокитая на современном этапе. М.: Тезаурус. 281 с.
Кузнецов В. 2017. Постсекулярный век модерна. Ближневосточный извод. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 35. № 3. С. 85-111.
Наумкин В. 2008. Ислам и мусульмане: культура и политика. М.: Нижний Новгород: Медина. 767 с.
Наумкин В. 2011. Ближний Восток в мировой политике и культуре. М.: ИВ РАН. 376 с.
Al-Yaqoubi Sh.M. 2016. Refuting ISIS. 2nd edition. Herndon, Virginia, USA: Sacred Knowledge. 152 p.
Arakeri A. 1998. Tibetans in India – The Uprooted People and their Cultural Transplantation. New Delhi: Reliance Publishing House. 487 p.
Armstrong К. 2002. Islam – a Short History. A Modern Library Chronicles Book. New York: The Modern Library. 272 р.
Gerecht R. 2011. The Wave: Man, God, and the Ballot Box in the Middle East. Stanford: Hoover Institution Press. 181 p.
Kam E. 2015. The Islamic State Surprise: The Intelligence Perspective. – Strategic Assessment. No. 18. P. 21-31.
Kaplan R. 2018. The Return of Marco Polo’s World: War, Strategy and American Interests in the Twenty-First Century. New York: Random House. 304 p.
Krause P. 2018. A State, an Insurgency, and a Revolution: Understanding and Defeating the Three Faces of ISIS. – The Future of ISIS: Regional and International Implications. Ed. by Feisal al-Istrabadi and Sumit Ganguly. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. P. 223-246.
Lane E.W. 1984. Arabic-English Lexicon. Vol. 1. Cambridge: The Islamic Texts Society.1487 p.
Leonard М. 2007. Divided World: The Struggle for Primacy in 2020. L.: Center for European Reform. 54 p.
Mohammedou M.M. 2017. A Theory of ISIS. Political Violence and the Transformation of the Global Order. London: Pluto Press. 272 p.
Roy O. 1994. The Failure of Political Islam. L., New York: I.B. Tauris Publishers. 256 p.
Shukla A., Dikshit V. 2009. Tibetan Buddhism – Past and Present. – Himalayan and Central Asian Studies (Journal of Himalayan Research and Cultural Foundation). Vol. 13. No. 1. P. 43-53.
Возможно, Вас заинтересуют:
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Мирский Г. И.,
Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия . – Полис. Политические исследования. 1998. №2
Гринин Л. Е., Коротаев А. В.,
Политические аспекты современного исламизма. – Полис. Политические исследования. 2019. №6
Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Религиозная политика постсоветских государств: между “эффектом колеи” и “правительностью”. – Полис. Политические исследования. 2021. №4
Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве. – Полис. Политические исследования. 2020. №1