Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды
Рябченко Н. А.,
Кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет, Краснодар, rrrnatali@mail.ru
elibrary_id: 637940 | ORCID: 0000-0001-6980-2894 | RESEARCHER_ID: Q-8079-2016
Малышева О. П.,
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, malisheva_83@mail.ru
elibrary_id: 891265 | ORCID: 0000-0001-8285-0508 | RESEARCHER_ID: E-8066-2018
Гнедаш А. А.,
Кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет, Краснодар, anna_gnedash@inbox.ru
elibrary_id: 298533 | ORCID: 0000-0002-3516-107X | RESEARCHER_ID: S-1350-2016
DOI: 10.17976/jpps/2019.02.07
Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А. Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды. – Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 92-106. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07
Современный социально-политический дискурс на разных уровнях коммуникации оперирует понятиями постправды, политики постправды и фейковых новостей, интерес к которым возник в связи с референдумом Brexit и предвыборной кампанией кандидатов в президенты США 2016 г. Данные события привели к необходимости пересмотра степени влияния онлайн-пространства на развитие социально-политических систем в мире и определили необходимость исследования процессов формирования политического контента в онлайн-пространстве на макро- и микроуровнях. Сами по себе эти процессы – сложные и нелинейные, и требуют применения гибридных методов анализа, например, сочетание сетевого подхода, математического и лингводискурсивного анализа, с помощью которых авторами было проведено исследование политического контента, сформированного в ходе предвыборной кампании Д. Трампа в 2016 г. с целью выявления особенностей его формирования и влияния на потенциальных избирателей (развитие общественного мнения, мобилизация и конструирование нужного поведения). Эмпирической базой исследования стали: в случае сетевого анализа – метаданные социальных сетей (период с сентября по декабрь 2016 г., а также с января по июль 2017 г.); в качестве основы лингводискурсивного анализа – массив сообщений, опубликованных командой Д. Трампа в ходе проведения предвыборной кампании в тех же социальных сетях. Авторы изучили процесс потребления политического контента пользователями онлайн-пространства (потенциальные и реальные группы электората). Было исследовано, как степень воспроизводства политического контента определяет роли участников социальной сети в интернет-окружении политика (лидеры мнений, сенсоры, реализаторы, читатели, репутационные игроки). Выявлены ключевые особенности политического контента, формируемого в целях успешного продвижения объекта в социальных сетях и онлайн-пространстве. Исследование предвыборной кампании Д. Трампа показало, что результат коммуникативных стратегий, направленных на достижение превосходства в онлайн-пространстве посредством продвижения в социальных медиа, может в большинстве случаев конвертироваться в политическое превосходство в офлайн-пространстве.
Список литературы
Арендт Х. 2014. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Изд-во Института Гайдара. 416 с.
Быков И.А. 2017. Медиатизация политики в эпоху социальных медиа. – Журнал политических исследований. Т. 1. № 4. С. 15-38.
Гнедаш А.А., Рябченко Н.А. 2014. Конструктивные и деструктивные социально-политические практики в онлайн-пространстве современной России: “фейлы”, “кейсы”, “механики”. – Человек. Сообщество. Управление. № 2. С. 40-54.
Данилова А.А. 2009. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, Изд-во КДУ. 234 с.
Евин И.А. 2010. Введение в теорию сложных сетей. – Компьютерные исследования и моделирование. Т. 2. № 2. C. 121-141. URL: http://crm-en.ics.org.ru/uploads/crmissues/crm2010-2-2/crm10201.pdf (accessed 05.02.2019).
Кехлер Г. 2013. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? – Полис. Политические исследования. № 4. С. 75-87. URL: http://www.politstudies.ru/en/article/4734 (accessed 04.02.2019).
Лещев С.В. 2002. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. М.: Эдиториал УРСС. 172 с.
Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. 2017. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 82-102. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.05
Рябченко Н.А. 2016. Топонимика сетевого ландшафта онлайн-пространства. – Человек. Сообщество. Управление. № 4. С. 41-53.
Соловей В.Д. 2017. Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 122-132. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.09
Чугров С.В. 2017. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. № 2. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04
Albert R., Barabasi A.-L. 2002. Statistical Mechanics of Complex Networks. – Reviews of Modern Physics. Vol. 74. No. 2. Р. 47-97. https://doi.org/10.1103/RevModPhys.74.47
Barabasi A.-L. 2009. Scale-Free Networks: A Decade and Beyond. – Science. Vol. 325. No. 5939. P. 412-413. https://doi.org/10.1126/science.1173299
Batorski D., Grzywinska I. 2018. Three Dimensions of the Public Sphere on Facebook. – Information, Communication & Society. Vol. 21. No. 3. P. 356-374. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1281329
Bhatia S., Goodwin G.P., Walasek L. 2018. Trait Associations for Hillary Clinton and Donald Trump in News Media. A Computational Analysis. – Social Psychological and Personality Science. Vol. 9. No. 2. P. 123-130. https://doi.org/10.1177/1948550617751584
Discourse and Digital Practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Era. 2015. Ed. by R.H. Jones, A. Chik, C.A. Hafner. L.; N.Y.: Routledge. Enli G. 2017. Twitter as Arena for the Authentic Outsider: Exploring the Social Media Campaigns of
Trump and Clinton in the 2016 US Presidential Election. – European Journal of Communication. Vol. 32. No. 1. P. 50-61. https://doi.org/10.1177/0267323116682802
Kayam O. 2018. The Readability and Simplicity of Donald Trump’s Language. – Political Studies Review. Vol. 16. No. 1. P. 73-88. https://doi.org/10.1177/1478929917706844
Keneshloo Y., Cadena J., Korkmaz G., N. Ramakrishnan. 2014. Detecting and Forecasting Domestic Political Crises: A Graph-Based Approach. – Proceedings of the 2014 ACM Conference on Web Science. N.Y., USA, ACM. Р. 192-196. https://doi.org/10.1145/2615569.2615698
Pariser E. 2011. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. N.Y.: Penguin Press. Pearson M. 2017. Teaching Media Law in a Post-truth Context: Strategies for Enhancing Learning about the Legal Risks of Fake News and Alternative Facts. – Asia Pacific Media Educator. Vol. 27. No. 1. P. 17-26. https://doi.org/10.1177/1326365X17704289
Ryabchenko N., Gnedash A. 2015. Structure, Types of Users and the Practices of Online-Social Networks as a Field of Political Practices. – International Review of Management and Marketing. Vol. 5. No. 1S. P. 115-120. URL: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1628/pdf (accessed 05.02.2019).
Smith D.N., Hanley E. 2018. The Anger Games: Who Voted for Donald Trump in the 2016 Election, and Why? – Critical Sociology. Vol. 44. No. 2. Р. 195-212. https://doi.org/10.1177/0896920517740615
Spohr D. 2017. Fake News and Ideological Polarization: Filter Bubbles and Selective Exposure on Social Media. – Business Information Review. Vol. 34. No. 3. P. 150-160. https://doi.org/10.1177/0266382117722446
Tracey S. 2017. Trust, Trump, and the Turnout: A Marketers Point of View. – American Behavioral Scientist. Vol. 61. No. 5. P. 526-532. https://doi.org/10.1177/0002764217701218
Возможно, Вас заинтересуют:
Чугров С. В.,
Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии?. – Полис. Политические исследования. 2017. №2
Соловей В. Д.,
Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа. – Полис. Политические исследования. 2017. №5
Костырев А. Г.,
Постполитика в сетях постправды. – Полис. Политические исследования. 2021. №2
Быков И. А., Халл Т. Э.,
Цифровое неравенство и политические предпочтения Интернет-пользователей в России. – Полис. Политические исследования. 2011. №5
Тихонова С. В.,
Социальные сети: проблемы социализации Интернета. – Полис. Политические исследования. 2016. №3