Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики

Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов:
новые реалии политической коммуникативистики


Шомова С. А.,

Доктор политических наук, профессор департамента медиа, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, sshomova@yandex.ru


elibrary_id: 483408 |


DOI: 10.17976/jpps/2019.03.10

Правильная ссылка на статью:

Шомова С. А. Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики. – Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.10


Публикация подготовлена по результатам проведения исследования (проект № 18-01-0053) в рамках Программы “Научный фонд Национального исследовательского университета ‘Высшая школа экономики’ (НИУ ВШЭ)” в 2018-2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации “5-100”

Аннотация

Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных современных феноменов, находящихся на стыке цифровой культуры и политической коммуникации. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. Статья посвящена результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в период избирательной президентской кампании 2018 г. Целью работы стало изучение специфики применения политического интернет-мема в качестве инструмента предвыборной коммуникации. На основе полученных данных уточняются представления о сущности понятия “политический интернет-мем”, выявляются ведущие функции политических мемов рунета, их разновидности, семантические характеристики мемов, формирующих имидж российских политиков. Изучение больших массивов меметических конструкций в ходе исследования позволило также судить о том, какие именно тематические акценты избирательных кампаний кандидатов оказались востребованы производителями и распространителями мемов. Исследование показывает, что для российской президентской кампании 2018 г. были характерны изменения в коммуникационных технологиях, обусловленные общей трансформацией медиаландшафта и приходом на выборы новых цифровых поколений. При этом мемы, составляющие большую долю контента социальных сетей и преимущественный вектор коммуникационного обмена их пользователей, в последние годы меняют характер с развлекательного на политический и становятся важным аспектом политики Web 2.0. Как результат, следует отметить усиление зрелищности и “карнавализации” выборных процессов, а также превращение интернета в своего рода поле битвы различных акторов политики за место в новостной повестке дня. Актуальность исследованию придает то, что, в отличие от зарубежных исследователей, достаточно активно осмысляющих роль меметики в электоральных процессах, в отечественной научной традиции политический потенциал интернет-мема пока изучен лишь в первом приближении. 

Ключевые слова
выборы президента РФ – 2018, президентские выборы, политическая коммуникация, новые медиа, интернет-мем, политическое участие, PR-технологии, политический имидж.


Список литературы

Будовская Ю.В. 2013. Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа. Диссертация к. филол. наук. М.: РУДН. 196 c.

Волков Д., Гончаров С. 2017. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017. Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440 (accessed 07.03.2019).

Докинз Р. 1993. Эгоистичный ген. М.: Мир. 318 с.

Индекс развития медиасферы – 2016 (MS-Index – 2016). 2016. – Дополнительные материалы по исследованию (краткие результаты) / Исследовательская группа Циркон. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/5b5/MS-Indexdop.pdf (accessed 07.03.2019).

Казун А.Д. 2018. “Осветить нельзя игнорировать”: Алексей Навальный в российских СМИ. – Полития. № 1 (88). С. 47-64. http://dx.doi.org/10.30570/2078-5089-2018-88-1-47-64

Квят А.Г. 2013. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход. – Медиаскоп. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254#12 (accessed 07.03.2019).

Словарь языка интернета.ru. 2016. Под ред. М.А. Кронгауза. М.: АСТ Пресс Книга. 288 с.

Столяров А.А. 2014. Политические мемы эпохи “Фейсбук-революции” как способ конструиро­вания медиареальности. – Медиаскоп. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1590#13 (accessed 07.03.2019).

Шомова С.А. 2015. Политический интернет-мем: сущность специфика, разновидности. – Бизнес. Общество. Власть. № 22. С. 28-41. URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2015--22/148970323.html (accessed 07.03.2019).

Шомова С.А. 2016. От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в полити­ческой коммуникации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 262 с. http://dx.doi.org/10.17323/9785759812968

Шомова С.А. 2018. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс. 136 с.

Blackmore S. 1999. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press. 264 p.

Brodie R. 1996. Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Seattle, WA: Integral Press. 260 p.

Burroughs B. 2013. FCJ-165 Obama Trolling: Memes, Salutes and an Agonistic Politics in the 2012 Presidential Election. – The Fibreculture Journal. No. 22. P. 258-277.

Davison P. 2009. The Language of Internet Memes. – The Social Media Reader. Ed. by M. Mandiberg. New York, London: New York University Press. Р. 120–134.

Gambarato R., Komesu F. 2018. What Are You Laughing At? Former Brazilian President Dilma Rousseff’s Internet Memes across Spreadable Media Contexts. – Journal of Creative Communications. Vol. 13. No. 2. P. 85-103. https://doi.org/10.1177/0973258618761405

Graeff E. 2015. Binders Full of Election Memes: Participatory Culture Invades the 2012 U.S. Election. – Civic Media Project. URL: http://civicmediaproject.org/works/civic-media-project/binders-full-of-election-memes-participatory-culture-invades-the-2012-us-election (accessed 07.03.2019).

Hahner L.A. 2013. The Riot Kiss: Framing Memes as Visual Argument. – Argumentation and Advocacy. Vol. 49. No. 3. P. 151−166.

Heiskanen B. 2017. Meme-ing Electoral Participation. – European journal of American studies. Vol. 12. No. 2. Р. 1-26. https://doi.org/10.4000/ejas.12158

Hofstadter D.R. 1986. Metamagical Themas. Questing for the Essence of Mind and Pattern. New York: Basic Books. 853 p.

Kazun A., Semykina K. 2018. Presidential Elections 2018: the Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda. Basic Research Program Working Papers. Series: Political Science. WP BRP 62/PS/2018. URL: https://wp.hse.ru/data/2018/05/17/1149518622/62PS2018.pdf (accessed 07.03.2019).

Martínez-Rolán X., Piñeiro-Otero T. 2016. The Use of Memes in the Discourse of Political Parties on Twitter: Analysing the 2015 State of the Nation Debate. – Communication & Society. Vol. 29. No. 1. Р. 145-159. https://doi.org/10.15581/003.29.1.145-159

Milner R.M. 2013. Pop Polyvocality: Internet Memes, Public participation, and the Occupy Wall Street Movement. – International Journal of Communication. Vol. 7. P. 2357-2390.

Piata A. 2016. When Metaphor Becomes a Joke: Metaphor Journeys from Political Ads to Internet Memes. – Journal of Pragmatics. No. 106. P. 39-56. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.10.003

Plevrity V. 2014. Satirical User-Generated Memes as an Effective Source of Political Criticism, Extending Debate and Enhancing Civic Engagement. The University of Varwick. URL: https://warwick.ac.uk/fac/arts/theatres/cp/research/publications/madiss/ccps13-14_vasiliki_plevriti.pdf (accessed 07.03.2019).

Ross A., Rivers D. 2017. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates. – Discourse, Context & Media. Vol. 16. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.dcm.2017.01.001

Shifman L. 2014. Memes in Digital Culture. Massachusetts: MIT Press. 200 р.

Tay G. 2014. Binders Full of LOLitics: Political Humour, Internet Memes, and Play in the 2012 US Presidential Election (and beyond). – European Journal of Humour Research. Vol. 2. No. 4. P. 46-73. http://dx.doi.org/10.7592/EJHR2014.2.4.tay 

Содержание номера № 3, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Коротаев А. В., Исаев Л. М.,
Политическая география современного Египта. – Полис. Политические исследования. 2015. №2

Кёхлер Г. ,
Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Чумиков А. Н.,
Актуальные задачи и технологии прикладного применения. – Полис. Политические исследования. 2009. №5

Абазов Р. Ф.,
Президентские выборы в Казахстане: до и после. . – Полис. Политические исследования. 1999. №3

Охрименко В. С.,
Президентские выборы в Беларуси: взгляд из 1997 года . – Полис. Политические исследования. 1997. №6

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991