Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества:
опыт Тверской области и Санкт-Петербурга
Сунгуров А. Ю.,
Доктор политических наук, руководитель департамента прикладной политологии, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” , asungurov@mail.ru
elibrary_id: 615464 |
Козлова Н. Н.,
Доктор политических наук, зав. кафедрой политологии, Тверской государственный университет, tver-rapn@mail.ru
elibrary_id: 346665 | ORCID: 0000-0003-1212-6412 | RESEARCHER_ID: D-5405-2019
Мамагулашвили Д. И.,
Кандидат экономических наук, директор Института экономики и управления, Тверской государственный университет, Mamagulashvili.DI@tversu.ru
elibrary_id: 644947 |
DOI: 10.17976/jpps/2020.03.07
Сунгуров А. Ю., Козлова Н. Н., Мамагулашвили Д. И. Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества: опыт Тверской области и Санкт-Петербурга. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 93-109. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.07
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-03-00328 “Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах”.
В статье рассматривается логика трансформации региональных общественных палат с точки зрения: а) принципов организации и подбора кадрового состава, б) функционала, заложенного в нормативно-правовой базе, в) проводимых мероприятий, отражающих содержание и направленность работы, г) информационной политики, д) выстраивания связей с общественными организациями, органами государственной власти и МСУ, е) влияния на общественно-политическую ситуацию в регионе. Методы исследования – анализ нормативно-правовой базы, а также содержания веб-сайтов общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга, полуструктурированные интервью с членами палат, экспертами, государственными служащими и депутатами региональных парламентов, имеющими опыт взаимодействия с общественными палатами. Авторы выделяют общие и специфические черты эволюции общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга. Анализ принципов организации и функционала общественных палат показывает, что заложенный в законодательстве потенциал их влияния на публичную политику ограничен. Общие изменения, касающиеся общественных палат, идут в направлении корректировки принципов их комплектования, численного состава, проработки отдельных полномочий, унификации системы региональных общественных палат. По мнению авторов, данный институт способствует активизации общественных сил, готовых встраиваться в коммуникацию по продвижению социально ориентированных проектов. Авторы считают, что генезис и эволюция в России в 2000-е годы новых общественно-государственных институтов свидетельствуют об изменении механизмов взаимодействия структур гражданского общества с государством, оформлении патерналистской модели медиации власти и общества.
Список литературы
Абакумов С.А. 2005. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.). М.: Галерия.
Аузан А.А. 2006. Три публичные лекции о гражданском обществе. М.: О.Г.И.
Бабинцев В.П. 2012. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении. – Власть. № 5. С. 24-29.
Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф. 2014. Субкультура бюрократии в региональном хронотопе. – Регионология. № 1. С. 87-98.
Брянцев И.И. 2017. Специфика интеграции акторов публичной политики в системе взаимодействия власти и общества. – Среднерусский вестник общественных наук. Т. 12. № 3. С. 137-149.
Волков В. 1997. Общественность: забытая практика гражданского общества. – Pro et Contra. Т. 2. № 4. С. 77-91.
Гнусарева Ю. 2008. Общественная Палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества. – Власть. № 8. С. 19-23.
Гриб В.В. 2009. Формы и механизмы взаимодействия Общественных палат субъектов РФ с органами государственной власти. – Конституционное и муниципальное право. № 15. С. 13-17.
Гриб В.В. 2010. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля. – Юридический мир. № 3. С. 32-40.
Евстифеев Р.В. 2018. Общественные палаты субъектов Российской Федерации в системе управления региона: основные проблемы функционирования и оценки эффективности работы. – Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 4. С. 87-100. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-4-0-8
Зеленский П.А. 2019. Некоторые особенности правового регулирования общественного контроля в России. – Модернизация государственного и муниципального управления: концепции, технологии, практики. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС. С. 181-184.
Нездюров А.Л., Сунгуров А.Ю. 2008. Взаимодействие органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в общественно-политической жизни современной России. – Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. Под ред. Л.И. Якобсона. М.: Вершина. C. 209-236.
Петров Н.В. 2006. Общественная палата: для власти или для общества? – Pro et Contra. Т. 10. № 1. С. 40-58.
Сергеев С.Г. 2010. Общественная палата: опыт структурирования внеконституционного политического института. – Политические механизмы управления национальной периферией: отечественный и зарубежный опыт. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. С. 191-203.
Сунгуров А.Ю., Захарова О.С., Петрова Л.А., Распопов Н.П. 2012. Институты-медиаторы и их развитие в современной России. 1. Общественные палаты и консультативные советы: федеральный и региональный опыт. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 165-178. URL: https://www.politstudies. ru/article/4523 (accessed 24.03.2020).
Тарасенко А.В. 2010. Деятельность общественных палат в регионах России: эффективность vs фиктивность. – Полития. № 1. С. 80-88.
Чернышов Ю.Г. 2008. Общественная палата: “симулякр” или институт гражданского общества в России? – Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодей- ствия. М.: РОССПЭН. С. 33-43.
Шмиттер Ф. 1997. Неокорпоративизм. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 14-22.
Owen C., Bindman E. 2019. Civic Participation in a Hybrid Regime: Limited Pluralism in Policymaking and Delivery in Contemporary Russia. – Government and Opposition. Vol. 54. No. 1. P. 98-120. https://doi.org/10.1017/gov.2017.13
Возможно, Вас заинтересуют:
Сунгуров А. Ю., Захарова О. С., Петрова Л. А., Распопов Н. П.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. 1. Общественные палаты и консультативные советы: федеральный и региональный опыт. – Полис. Политические исследования. 2012. №1
Сунгуров А. Ю., Распопов Н. П., Беляев А. Ю.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. II. Фабрики мысли и центры публичной политики. – Полис. Политические исследования. 2012. №4
Никовская Л. И., Якимец В. Н.,
Оценка действенности институтов публичной политики в России. – Полис. Политические исследования. 2013. №5
Сунгуров А. Ю., Распопов Н. П., Глухова Е. А.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. III. Институт Уполномоченного по правам человека. – Полис. Политические исследования. 2013. №2
Никовская Л. И., Якимец В. Н.,
Институциональное развитие межсекторного партнерства в России . – Полис. Политические исследования. 2016. №5