“Санкции за нарушение санкций”:
принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора
Тимофеев И. Н.,
Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия; Российский совет по международным делам, Москва, Россия, itimofeev@russiancouncil.ru
elibrary_id: 236879 | ORCID: 0000-0003-1676-2221 |
DOI: 10.17976/jpps/2020.06.06
Тимофеев И. Н. “Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора. – Полис. Политические исследования. 2020. № 6. С. 73-90. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.06
Автор выражает благодарность зам. директора Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Российской Федерации Д.В. Кику за комментарии и замечания к рукописи статьи.
В России и за рубежом накоплен большой массив литературы, посвященной политике санкций США. Многие работы выполнены в логике “государство – государство”, т.е. рассматривают ограничительные меры как инструмент влияния страны-инициатора на политический курс страны-цели. Однако власти США ведут активную политику и в отношении бизнеса, целью которой является принуждение американских и зарубежных компаний к исполнению режимов санкций США, т.е. в политике санкций присутствует и связка “государство – бизнес”. Она исследована в гораздо меньшей степени, между тем бизнес может сыграть важную роль в эффективности санкций, способствуя или препятствуя изоляции стран-целей. Для самого бизнеса режимы санкций представляют серьезный политический риск: их нарушение может привести к материальным и репутационным потерям. Особенно уязвим финансовый сектор. В работе изучается практика использования штрафных мер Министерством финансов США против финансовых компаний. Выявлены следующие закономерности: (1) финансовый сектор наиболее уязвим в силу значительного числа и широкого охвата совершаемых трансакций; часто к нарушениям ведут недостатки систем внутреннего контроля соблюдения режимов санкций; (2) большинство компаний допускают нарушения непреднамеренно; (3) банки не спешат добровольно раскрывать нарушения, но сотрудничают с властями США, совершенствуя систему отслеживания возможных нарушений. Это говорит об эффективности американских властей в принуждении международного финансового сектора к соблюдению режимов ограничений, а значит и поддержке финансовой блокады стран, находящихся под санкциями США. Выводы проверяются на основе анализа 54 случаев штрафных мер против финансовых компаний в 2009-2020 гг. Они сравниваются с закономерностями аналогичных штрафов по выборке из 215 случаев по всем секторам экономики за тот же период.
Список литературы
Ананьев Б.И. 2019. Санкции в теории международных отношений: методологические противоречия и проблемы интерпретации. – Вестник международных организаций. Т. 14. № 3. С. 136-150. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-03-07
Афонцев С.А. 2015. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? – Вопросы экономики. № 4. С. 20-36. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-4-20-36
Балуев Д.Г. 2014. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики. – Международные процессы. Т. 12. № 3. С. 23-33. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/534/Baluev-38.pdf (accessed 20.09.2020).
Бартенев В.И. 2018. Блокирование помощи как элемент внешнеполитического инструментария США: de jure и de facto. – Вестник МГИМО-Университета. № 6. С. 110-140. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-6-63-110-140
Ваславский Я.И., Ананьев Б.И. 2018. Международные экономические санкции: теоретический ракурс. – Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Под общ. ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 104-105.
Гландин С.В. 2018a. Роль интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России. – Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 6. С. 96-112.
Гландин С.В. 2018b. Экстерриториальность американских санкций в действии. – Международное правосудие. № 2. С. 105-122. https://doi.org/10.21128/2226-2059-2018-2-105-122
Гландин С.В., Кадышева О.В., Кешнер М.В. 2018. Западные санкции и российский бизнес: комплаенс в эпоху новых вызовов (обзор круглого стола). – Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 3. С. 149-152.
Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. 2016. Влияние финансовых санкций на российскую экономику. – Вопросы экономики. № 1. С. 5-35. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35
Джазаири И. 2015. Доклад Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. – Совет по правам человека. Тридцатая сессия. С. 1-24. URL: https://www.refworld.org.ru/pdfid/565ff2fe4.pdf (accessed 20.09.2020).
Кузнецова О.В. 2016. Прямые иностранные инвестиции в российских регионах в условиях санкций. – Международные процессы. № 3. С. 132-142. https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.3.46.9
Панова Г.С. 2016. Банки в условиях международных санкций: стратегия и тактика. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 154-168. URL: https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/download/496/496 (accessed 20.09.2020).
Симонов В.В. 2015. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики. – Вопросы экономики. № 2. С. 49-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-2-49-68
Тимофеев И.Н. 2020. “Европейский парадокс”: политика санкций США в отношении бизнеса из стран ЕС. – Современная Европа. № 2. С. 45-55. http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555
Шакиров А.Р. 2011. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 190-200.
Ananyev B. 2019. Sanctions in IR: Understanding, Defining, Studying. – International Organisations Research Journal. Vol. 14. No. 3. P. 136-150. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-03-07
Anglin V. 2016. Why Smart Sanctions Need a Smarter Enforcement Mechanism: Evaluating Recent Settlements Imposed on Sanction-Skirting Banks. – Georgetown Law Journal. Vol. 104. No. 3. P. 693-724.
Bamberger K. 2010. Technologies and Compliance: Risk and Regulation in a Digital Age. – Texas Law Review. Vol. 88. No. 4. P. 669-739.
Bapat N.A., Heinrich T., Kobayashi Y., Morgan T. 2013. Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. – International Interactions. Vol. 39. No. 1. P. 79-98. https://doi.org/10.1080/03050629.2013.751298
Brzoska M. 2015. International Sanctions Before and Beyond UN Sanctions. – International Affairs. Vol. 91. No. 6. P. 1339-1349. https://doi.org/10.1111/1468-2346.12449
Caiazza S., Cotugno M., Fiordelisi F., Stefanelli V. 2018. The Spillover Effect of Enforcement Actions on Bank Risk-Taking. – Journal of Banking and Finance. Vol. 91. P. 146-159. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2018.04.008
Delis M., Staikouras P. 2011. Supervisory Effectiveness and Bank Risk. – Review of Finance. Vol. 15. No. 3. P. 511-543. https://doi.org/10.1093/rof/rfq035
Drezner D. 1999. The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511549366
Drezner D. 2015. Targeted Sanctions in a World of Global Finance. – International Interactions. Vol. 41. No. 4. P. 755-764. https://doi.org/10.1080/03050629.2015.1041297
Early B., Preble K. 2018. Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3306653
Evans J. 2010. Sanctions Screening: The Quest for Efficiency and Effectiveness. – Journal of Operational Risk. Vol. 5. No. 3. P. 29-36. https://doi.org/10.21314/JOP.2010.080
Gabbi G., Tanzi P.M., Nadotti L. 2011. Firms Size and Compliance Costs Asymmetries in the Investment Services. – Journal of Financial Regulation and Compliance. Vol. 19. No. 1. P. 58-74. https://doi.org/10.1108/13581981111106176
Geranmayeh E., Rapnouil M.L. 2019. Meeting the Challenge of Secondary Sanctions. – European Council on Foreign Relations Policy Brief. No. 289. URL: https://www.ecfr.eu/publications/summary/meeting_the_challenge_of_secondary_sanctions (accessed 20.09.2020).
Giumelli F. 2016. The Purposes of Targeted Sanctions. – Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. Ed. by T. Beirsteker, S. Eckert, M. Tourihno. New York: Cambridge University Press. P. 38-59. https://doi.org/10.1017/CBO9781316460290.003
Goede M. de, Sullivan G. 2016. The Politics of Security Risks. – Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 34. No. 1. P. 67-88. https://doi.org/10.1177/0263775815599309
Gordon J. 2019. The Not So Targeted Instrument of Asset Freezes. – Ethics and International Affairs. Vol. 33. No. 3. P. 303-314. https://doi.org/10.1017/S0892679419000315
Graaf T. van de. 2013. The “Oil Weapon” Reversed? Sanctions Against Iran and U.S.-EU Structural Power. – Middle East Policy. Vol. 20. No. 3. P. 145-163. https://doi.org/10.1111/mepo.12040
Guerello C., Mure P, Rovo N., Spallone M. 2019. On the Informative Content of Sanctions. – The North American Journal of Economics and Finance. Vol. 48. P. 591-612. https://doi.org/10.1016/j.najef.2018.07.013
Hardouin P. 2017. Too Big to Fail, Too Big to Jail: Restoring Liability a Lesson from HSBC Case. – Journal of Financial Crime. Vol. 24. No. 4. P. 513-519. https://doi.org/10.1108/JFC-09-2016-0061
Hatipoglu E., Peksen D. 2018. Economic Sanctions and Banking Crises in Target Economies. – Defense and Peace Economics. Vol. 29. No. 2. P. 171-189. https://doi.org/10.1080/10242694.2016.1245811
Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. 2009. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics.
Hundt S., Horsch A. 2018. The Effects of Sanctions on the Lending Policy and the Value on International Banks: The Case of Iran. – Review of Middle East Economics and Finance. Vol. 14. No. 3. P. 1-13. https://doi.org/10.1515/rmeef-2018-0010
Kline J. 1999. Continuing Controversies Over State and Local Foreign Policy Sanctions in the United States. – The Journal of Federalism. Vol. 29. No. 2. P. 111-134.
Lee J., Doddy J. 2011. Office of Foreign Assets Control Compliance: Recent Developments. – Banking Law Journal. Vol. 128. No. 10. P. 954-959.
Likhacheva A. 2019. Unilateral Sanctions in a Multipolar World. Challenges and Opportunities for Russia’s Strategy. – Russia in Global Affairs. Vol. 17. No. 3. P. 109-131. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-3-109-131
Maloney S. 2015. Sanctions and the Iranian Nuclear Deal: Silver Bullet or Blunt Object? – Social Research. Vol. 82. No. 4. P. 887-911.
Morgan T., Bapat N., Kobayashi Y. 2014. Threat of Imposition of Sanctions: Updating the TIES Dataset. – Conflict Management and Peace Science. Vol. 31. No. 5. P. 541-558.
Nephew R. 2018. The Art of Sanctions. A View from the Field. New York: Columbia University Press.
Neuenkirch M., Neumeier F. 2015. The Impact of UN and US Economic Sanctions on GDP Growth. – European Journal of Political Economy. Vol. 40. Part A. P. 110-125. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2015.09.001
O’Brien J. 2014. Disputatious Allies or Political Rivals? Intergovernmental Relations in Financial Regulation in the Aftermath of the Standard Chartered Settlement. – Law and Financial Markets Review. Vol. 8. No. 1. P. 13-19. https://doi.org/10.5235/17521440.8.1.13
Pape R.A. 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work? – International Security. Vol. 22. No. 2. P. 90-136.
Restrepo Amariles D., Winkler M. 2018. U.S. Economic Sanctions and the Corporate Compliance of Foreign Banks. – International Lawyer. Vol. 51. No. 3. P. 497-535.
Rosenzweig K. 2013. Regulation of Foreign Banks Operating in the United States: A State Regulator’s Controversial Pursuit of a London-Based Bank. – Fordham Journal of Corporate & Financial Law. Vol. 18. No. 4. P. 1021-1048. URL: https://ir.lawnet.fordham.edu/jcfl/vol18/iss4/6 (accessed 20.09.2020).
Scott A.B. 2020. OFAC Sanctions Compliance: Insights from Recent Enforcement Actions. – Journal of Financial Compliance. Vol. 3. No. 3. P. 247-254.
Scott B.F. 2019. Halkbank and OFAC: A Sanctions Evasion Case Study. – Journal of Money Laundering Control. Vol. 22. No. 4. P. 734-743. https://doi.org/10.1108/JMLC-12-2018-0074
Servettaz E. 2014. A Sanctions Primer. – World Affairs. Vol. 177. No. 2. P. 82-89.
Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. 2016. Ed. by T. Beirsteker S. Eckert, M. Tourihno. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781316460290
Timofeev I. 2019. Rethinking Sanctions Efficiency. Evidence from 205 Cases of the U.S. Government Enforcement Actions against Business. – Russia in Global Affairs. Vol. 17. No. 3. P. 86-108. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-3-86-108
Walker S. 2017. The Foreign Policy Tool of Sanctions, Conflict and Ensuring Continued Access to Finance. Journal of Financial Crime. Vol. 24. No. 3. P. 480-490. https://doi.org/10.1108/JFC-05-2017-0035
Zarate J. 2013. Treasury Wars. The Unleashing of a New Era of Financial Warfare. New York: Public Affairs.
Возможно, Вас заинтересуют:
Коргун И. А., Толорая Г. Д.,
К вопросу о продуктивности санкций в отношении КНДР. – Полис. Политические исследования. 2022. №3
Тимофеев И. Н.,
Санкции США против Ирана: опыт применения и перспективы развития. – Полис. Политические исследования. 2018. №4
Тимофеев И. Н.,
Политика санкций в меняющемся мире: теоретическая рефлексия. – Полис. Политические исследования. 2023. №2
Сокольщик Л. М., Сокольщик Ю. С., Теремецкий К. С.,
Дискурсивные стратегии легитимации санкционной политики США в отношении России (2021-2023). – Полис. Политические исследования. 2024. №3
Арапова Е. Я., Кудинов А. С.,
Особенности санкционного регулирования в США, ЕС и Великобритании: сравнительный анализ. – Полис. Политические исследования. 2022. №6