“Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе

“Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе


Радина Н. К.,

Доктор политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия, nradina@hse.ru


elibrary_id: 417954 | ORCID: 0000-0001-8336-1044 | RESEARCHER_ID: L-6641-2015


DOI: 10.17976/jpps/2021.01.08

Правильная ссылка на статью:

Радина Н. К. “Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе. – Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 110-124. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.08


Автор статьи благодарит компьютерных лингвистов А.В. Козлову, В.С. Баженову, Д.Б. Липскую и М.А. Мокрову, выпускников образовательной программы “Фундаментальная и прикладная лингвистика” НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, за помощь в работе с эмпирикой.

Аннотация

В статье в контексте популярной критической геополитики анализируются образы стран в новостях российских медиа о пандемии COVID-19. 465 текстов российских СМИ (01.01.2019–20.03.2020) были идентифицированы на основании ключевого слова “коронавирус” и обработаны методами компьютерной лингвистики. Для восточных стран (Китай, Иран, Южная Корея и Япония) и западных (США, Италия, Испания, Франция), а также для России были реконструированы семантические поля, на основе анализа которых были проинтерпретированы образы стран. Выяснилось, что о Востоке пишут в контексте границы, за которой возникает опасность заражения. Образ восточных стран в новостях о коронавирусе согласуется со сложившимися медийными образами Востока как далекого и малоизвестного геополитического пространства. Медийный дискурс о пандемии в Китае содержит в качестве акторов повествования людей и вирусы, что может свидетельствовать о сохранении устаревшей стратегии “демонизации” Китая (как места обитания инфекции). Западные страны выстраиваются в иерархии: США и Франция получают персонифицированную репрезентацию, непосредственно связанную со своими политическими лидерами. В медийном дискурсе о пандемии в США все внимание сосредоточено на президенте, а образ США конструируется как образ гегемонистской страны. Образ Франции семантически оказывается одним из наиболее сложных и амбивалентных. Образ Испании конструируется через страдания людей в условиях пандемии, а также посредством участия государства в защите граждан от инфекции. Образ Италии выстраивается как образ близкой, вызывающей сочувствие и уязвимой страны. Россия представляется как сопротивляющаяся (не зараженная) территория. Заключается, что геополитический медийный дискурс в условиях пандемии сохраняет наиболее типичные для данного дискурса интенции. 

Ключевые слова
популярная критическая геополитика, геополитический образ, СМИ, пандемия, коронавирус, COVID-19.


Список литературы

Андерсон Б. 2001. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле.

Бонч-Осмоловская А.А. 2015. Культуромика в национальном корпусе русского языка, к постановке задачи: три века русских дорог. – Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. № 6. С. 605-641.

Воробьева Э.А. 2018. Прекрасная страна Япония, прекрасная страна Россия: формирование и восприятие образа врага. – Идеи и идеалы. Т. 1. № 1. С. 164-182. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-1.1-164-182

Замятин Д.Н. 2012. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы. – Культурная и гуманитарная география. Т. 1. № 1. С. 11-26.

Ильин М.В. 2011. Кольцевая модель глобального геополитического пространства. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 129-133.

Ищенко А.А. 2014. Внешнеполитическая составляющая образа США в массовом сознании граждан России в 2001-2004 гг. (по материалам отечественных СМИ). – Вестник Череповецкого государственного университета. № 1. С. 30-33.

Клименко Д.А. 2010. Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения: на примере формирования имиджа Италии в России. – Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 1. С. 165-181.

Колосов В.А. 2011. Критическая геополитика: основы концепции и опыт ее применения в России. – Политическая наука. № 4. С. 31-52.

Колосов В.А., Бородулина Н.А., Вендина О.И., Галкина Т.А., Заяц Д.В., Юр Е.С. 2003. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 33-49. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.04

Ларионова М.В. 2010. Россия и Испания в зеркале газетно-публицистического дискурса: метафоры и стереотипы. – Вестник МГИМО-Университета. № 2. С. 247-254.

Липина М.А. 2018. Особенности формирования имиджа Ирана в современных российских СМИ (политическая метафора). – Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. Т. 18. Вып. 4. С. 403-407. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2018-18-4-403-407

Ляшевская О.Н., Шаров С.А. 2009. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник.

Новиков Л.А. 2001. Семантическое поле как лексическая категория. Семантическое поле как текстовая структура. – Избранные труды. Т. II: Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: Издательство РУДН. С. 554-570.

Окунев И.Ю. 2012. Критическая геополитика и посткритический сдвиг в исследовательской парадигме геополитики. – Культурная и гуманитарная география. Т. 1. № 2. С. 152-158.

Собиянэк К.Л. 2010. Образ России и стереотипы ее восприятия в Польше (по материалам публикаций Анджея де Лазари) – Политическая лингвистика. № 4 (34). С. 166-171.

Третьяков А.О., Филатова О.Г., Жук Д.В., Горлушкина Н.Н., Пучковская А.А. 2018. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта. – International Journal of Open Information Technologies. Т. 6. № 12. P. 99-105.

Цецхладзе Л.Т. 2016. Образ республики Кореи в русскоязычных СМИ (на примере интернет-газеты Lenta.ru). – Медиасреда. № 11. С. 120-125.

Цзинцзин Цзинь. 2016. Историко-символическое представление Китая в русской культуре на материале печатных СМИ. – Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 181. С. 45-49.

Ши Ся. 2007. Языковые средства демонизации образа Китая в российских СМИ. – Язык, сознание, коммуникация. Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс. С. 22-33.

 

Bayulgen O., Arbatli E. 2013. Cold War Redux in US–Russia Relations? the Effects of US Media Framing and Public Opinion of the 2008 Russia–Georgia War. – Communist and Post-Communist Studies. Vol. 46. No. 4. P. 513-527. https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2013.08.003

Cohen S. 2011. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. London: Routledge.

Cooke N.A. 2018. Fake News and Alternative Facts. Information Literacy in a Post-Truth Era. Chicago: ALA Editions.

Ellul J. 1973. Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. N.Y.: Vintage. 352 p.

Entman R.M. 2008. Theorizing Mediated Public Diplomacy: The U.S. Case. – The International Journal of Press/Politics. Vol. 13. No. 2. P. 87-102. https://doi.org/10.1177/1940161208314657

Herman E., Chomsky N., Mullen A. 2009. The Propaganda Model after 20 Years: Interview with Edward S. Herman and Noam Chomsky. – Westminster Papers in Communication and Culture. Vol. 6. No. 2. P. 12-22. https://doi.org/10.16997/wpcc.121

Ibarra P.R. 2009. Problematic Sociality: Uncertainty and the Study of Social Problems. – American Sociologist. Vol. 40. P. 79-88. https://doi.org/10.1007/s12108-009-9063-4

Kolossov V. 2013. The Vision of Europe and the World from Large Powers: The Case of BRIC. – Geografia Polonica. No. 2. P. 89-98. https://doi.org/10.7163/GPol.2013.10

McCombs M. 2004. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. Cambridge, MA: Polity Press.

Michel J.B., Shen Y.K., Aiden A.P., Veres A., Gray M.K., Pickett J.P., Aiden E. L. 2011. Quantitative Analysis of Culture Using Millions of Digitized Books. – Science. Vol. 331. No. 6014. P. 176-182. https://doi.org/10.1126/science.1199644

Petersson B., Persson E. 2011. Coveted, Detested and Unattainable? Images of the US Superpower Role and Self-Images of Russia in Russian Print Media Discourse. – International Journal of Cultural Studies. Vol. 14. No. 1. P. 71-89. https://doi.org/10.1177/1367877910384185

Pjesivac I., Luther C. A., Imre I. 2018. Constructing an Image of the United States in the British and French Editorials about Wikileaks. – The Journal of International Communication. Vol. 24. No. 2. P. 216-237. https://doi.org/10.1080/13216597.2018.1492432

Tsygankov A. 2017. The Dark Double: The American Media Perception of Russia as a Neo-Soviet Autocracy. 2008-2014. – Politics. Vol. 37. No. 1. P. 19-35. https://doi.org/10.1177/0263395715626945

Wang Q. 2016. A Comparative Case Study: Network Agenda Setting in Crisis and Non-Crisis News. – Global media and China. Vol. 1. No. 3. P. 208-233. https://doi.org/10.1177/2059436416668870 

Содержание номера № 1, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Арбатова Н. К.,
Безопасность ЕС: микроагрессия с макропоследствиями. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Радина Н. К.,
Медийные модели пропаганды: пандемия COVID-19 в русскоязычных СМИ с “другим мнением”. – Полис. Политические исследования. 2023. №4

Колосов В. А., Себенцов А. Б.,
Северный Кавказ в российском геополитическом дискурсе. – Полис. Политические исследования. 2014. №2

Мчедлова М. М., Казаринова Д. Б.,
Вызов пандемии COVID-19 и религия: онтология vs политика. – Полис. Политические исследования. 2021. №4

Исаев Б. А.,
Геополитика классическая и геополитика современная. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991