Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии
Тимофеева Л. Н.,
Доктор политических наук, РАНХиГС, Москва, Россия, timofeeva-lidiya@inbox.ru
elibrary_id: 77245 | ORCID: 0000-0001-7498-416X | RESEARCHER_ID: N-3818-2018
Рябченко Н. А.,
Кандидат политических наук, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, rrrnatali@mail.ru
elibrary_id: 637940 | ORCID: 0000-0001-6980-2894 | RESEARCHER_ID: Q-8079-2016
Малышева О. П.,
Кандидат филологических наук, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, malisheva_83@mail.ru
elibrary_id: 891265 | ORCID: 0000-0001-8285-0508 | RESEARCHER_ID: E-8066-2018
Гнедаш А. А.,
Кандидат политических наук, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, anna_gnedash@inbox.ru
elibrary_id: 298533 | ORCID: 0000-0002-3516-107X | RESEARCHER_ID: S-1350-2016
DOI: 10.17976/jpps/2022.02.04
Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А. Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии. – Полис. Политические исследования. 2022. № 2. С. 37-51. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.02.04
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и АНО “Экспертный институт социальных исследований” (АНО ЭИСИ) в рамках научного проекта № 21-011-31826 “Делиберативная практика взаимодействия парламентских партий с электоратом: структурно-коммуникативный анализ” (2021, рук. Л.Н. Тимофеева).
В первой четверти XXI в. ведущая роль традиционных СМИ (пресса, радио и ТВ) в процессе создания политической повестки дня стала постепенно оспариваться альтернативной гражданской журналистикой в интернете. Результатом данного процесса стало сущностное изменение самого конструкта “agenda setting”. Социальные медиа и онлайн-инфлюенсеры привели к появлению цифровой, уже гибридной, социально-политической повестки дня. В статье рассматриваются особенности и отличия альтернативных социальных медиа от традиционных СМИ; дается определение категории “цифровая социально-политическая повестка дня”; обосновывается роль инфлюенсеров в формировании социально-политической повестки в цифровом пространстве; раскрывается влияние цифровой социально-политической повестки на поведенческие паттерны социально-политического участия граждан в офлайн-пространстве. В статье представлена разработанная авторами теоретическая модель цифровой социально-политической повестки, представляющая собой конструкт, возникший в результате функционирования многомерной и многослойной сети. Модель цифровой социально-политической повестки описывается двумя типами измерений: “Официальный дискурс” (сетевые данные, полученные с сайтов органов власти и политических партий, а также традиционных и проправительственных СМИ) и “Сетевой дискурс” (сетевые данные, полученные из социальных сетей и формирующие сеть “Пользователи”, сеть “Сообщения”, сеть “Хештеги”, сеть “Эмоджи”). Данные измерения находятся в постоянном взаимодействии, порождая новую цифровую социально-политическую повестку дня, в которой государство уже не является безусловным лидером.
Список литературы
Вандышева Е. 2017. Эволюция концепта “политическая повестка” в зарубежных политологических исследованиях. Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 4. С. 91-99. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-4-91-99
Внутриполитическая повестка дня как фактор единства современной России. 2020. Отв. ред. А.В. Глухова. Воронеж: Издательско-полиграфический центр “Научная книга”.
Гнедаш А.А., Рябченко Н.А. 2014. Конструктивные и деструктивные социально-политические практики в online-пространстве современной России: “Фейлы”, “Кейсы”, “Механики”. Человек. Сообщество. Управление. № 2. С. 40-54.
Дмитриев О.А. 2017. Альтернативные медиа как инструмент изменения принципов традиционной журналистики. Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т. 23. № 3. С. 72-81.
Дьякова Е.Г. 2003. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу. Полис. Политические исследования. № 3. С. 109-119. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.11
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. 2001. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется “повестка дня”? Екатеринбург: Гуманитарный университет; Институт философии и права УрО РАН.
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. 2005. Установление повестки дня: теория и технология. Екатеринбург: Дискурс-Пи.
Казаков А.А. 2015. Теория установления повестки дня vs фрейминг: к вопросу о соотношении подходов. Полития. № 1. С. 103-113. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2015-76-1-7-103-113
Казун А.Д. 2017. Откуда берется повестка дня? Роль СМИ в конструировании значимости событий. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. Т. 124. № 1-2. С. 182-189. https://doi.org/10.24411/2070-5107-2017-00013
Казун А.Д. 2018. Кому принадлежит повестка дня? Обзор теории issue ownership. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 4. С. 109–123. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.07
Каллиома Л.А. 2011. Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции: испытание переменами. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 5. C. 102-106.
Каминченко Д.И. 2019. К вопросу о фрагментации современной информационной повестки дня: анализ текстов СМИ и социальных медиа. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 38. № 4. С. 573-583.
Рябченко Н.А., Малышева О.П. 2020. Характеристики современной политической коммуникации в онлайн-пространстве. Вопросы когнитивной лингвистики. № 2. С. 101-113. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2020-2-101-113
Рябченко Н.А., Малышева О.П., Мирошниченко И.В. 2021. Дискурс “Конституционные поправки” и “Пандемия коронавируса” в цифровой политической повестке дня в 2020 г.: агитация VS сдерживание в официальных СМИ. Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. № 2. С. 143-155. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-2-142-155
Рябченко Н.А., Мирошниченко И.В., Гнедаш А.А. 2020. От “квазикритики власти” к дискурсу “соучастия и развития”: общественная повестка дня в социальных сетях рунета (практики сетевых сообществ). Южно-российский журнал социальных наук. Т. 21. № 3. С. 20-36. https://doi.org/10.31429/26190567-21-3-20-36
Словарь русского языка коронавирусной эпохи. 2021. Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН.
Соловьев А.И. 2021. Политика и управление государством. Очерки теории и методологии. М.: Аспект Пресс.
Тимофеева Л.Н. 1992. Альтернативная печать: ее сущность и значение. Пресса: опыт, проблемы и тенденции. М.: Луч, РАУ. С. 23-49.
Тимофеева Л.Н. 2015. Политическая коммуникативистика: мировая и российская проекция. Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии. Под ред. О.В. Гаман- Голутвиной. М.: Аспект Пресс. C. 378-402.
Тимофеева Л.Н. 2019. Альтернативизм в науке и политике. Современная политическая наука: Методология. Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. М.: Аспект Пресс. С. 525-550.
Тимофеева Л.Н. 2020. Новая социальность в информационной повестке дня: роль старых и новых медиа. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. № 2. С. 64-69.
Чень Ди. 2012. Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей. Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. № 3. С. 223-230.
Шестопал Е.Б. 2011. Политическая повестка дня российской власти и ее восприятие гражданами. Полис. Политические исследования. № 2. С. 7-24.
Ballesteros Herencia, C.A. (2020). La propagación digital del coronavirus: Midiendo el engagement del entretenimiento en la red social emergente TikTok (The Digital Spread of the Coronavirus: Measuring Engagement of Entertainment on the Emerging Social Network TikTok). Revista española de comunicación en salud, 11, 171-185. https://doi.org/10.20318/recs.2020.5459
Barberá, P., Casas, A., Nagler, J., Egan, P.J., Bonneau, R., Jost, J.T. & Tucker J.A. (2019). Who leads? Who follows? Measuring issue attention and agenda setting by Legislators and the mass public using social media data. American Political Science Review, 113(4), 883-901. https://doi.org/10.1017/S0003055419000352
Van Dalen, A., & Van Aelst, P. (2014). The media as political agenda-setters: journalists’ perceptions of media power in eight West European countries. West European Politics, 37(1), 42-64. http://dx.doi.org/10.1080/01402382.2013.814967
Dearing, J.W., & Rogers, E.M. (1992). Agenda-setting. Thousand Oaks, CA: Sage. http://dx.doi.org/10.4135/9781452243283
Fawzi, N. (2018). Beyond policy agenda-setting: political actors’ and journalists’ perceptions of news media influence across all stages of the political process. Information, Communication & Society, 21(8), 1134-1150. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1301524
Feezell, J.T. (2018). Agenda setting through social media: the importance of incidental news exposure and social filtering in the digital era. Political Research Quarterly, 72(2), 482-494. https://doi.org/10.1177/1065912917744895
Gilardi, F., Gessler, T., Kubli, M., & Müller, S. (2021). Social media and political agenda setting. Political Communication. https://doi.org/10.1080/10584609.2021.1910390
Guo, Lei, & McCombs, M. (Ed.) (2015). The power of information networks. New directions for agenda setting. New York: Routledge.
Lasswell, H.D. (1927). The theory of political propaganda. The American Political Science Review, 21(3), 627-631.
McCombs, M.E., Shaw, D.L. (1972). The agenda-setting function of mass media. Public Opinion Quarterly, 36(2), 176-187. https://dx.doi.org/10.1086/267990
McCombs, M.E., Shaw, D.L., & Weaver, D.H. (Eds.) (2013). Communication and democracy: exploring the intellectual frontiers in agenda-setting theory. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203810880
McCombs, M.E., & Shaw, D.L. (1993). The evolution of agenda-setting research: twenty-five years in the marketplace of ideas. Journal of Communication, 43(2), 58-67. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01262.x
McGregor, S.C. (2019). Social media as public opinion: how journalists use social media to represent public opinion. Journalism, 20(8), 1070-1086. https://doi.org/10.1177/1464884919845458
McLuhan, M. (1964). Understanding media: the extensions of man. London, New York: McGraw Hill.
Pritchard, D. (1992). The news media and public policy agendas. In J.D. Kennamer (Ed.), Public Opinion, the Press and Public Policy (103-112). New York: Praeger.
Walgrave, S., & Van Aelst, P. (2006). The contingency of the mass media’s political agenda setting power: toward a preliminary theory. Journal of Communication, 56(1), 88-109. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00005.x
Wanta, W., Golan, G., & Lee, C. (2004). Agenda setting and international news: media influence on public perceptions of foreign nations. Journalism & Mass Communication Quarterly, 81(2), 364-377. https://doi.org/10.1177/107769900408100209
Chen, Di. (2012). Concepts of American and Russian researchers in online social media and social networking. Vestnik of St. Petersburg State University. Series 9. Philology, Asian Studies, Journalism, 3, 223-230. (In Russ.)
Возможно, Вас заинтересуют:
Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А.,
Цифровая социально-политическая повестка дня: апробация новой модели исследования на российском кейсе «Коронавирус-2020». – Полис. Политические исследования. 2022. №5
Петров С. И.,
Государственное управление и политические сети. – Полис. Политические исследования. 2014. №4
Ахременко А. С.,
Отключение интернета как теоретическая проблема политической науки, или Что мы (не) понимаем в сетевой протестной мобилизации . – Полис. Политические исследования. 2024. №2
Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П.,
Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных. – Полис. Политические исследования. 2020. №2
Казанцев А. А.,
Три сценария “цветной” революции в России (Моделирование сетевой динамики российской политии). – Полис. Политические исследования. 2006. №1