Change.org как форма “случайной политики”: анализ русскоязычных петиций

Change.org как форма “случайной политики”:
анализ русскоязычных петиций


Иваненко Е. А.,

Лаборатория философской антропологии жертвы, Самара, Россия, iv@webvertex.ru


elibrary_id: 696835 | ORCID: 0000-0003-2710-5163 |


DOI: 10.17976/jpps/2022.02.05

Правильная ссылка на статью:

Иваненко Е. А. Change.org как форма “случайной политики”: анализ русскоязычных петиций. – Полис. Политические исследования. 2022. № 2. С. 52-67. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.02.05


Аннотация

Исследование представляет собой эмпирический анализ петиций на Change.org как характерного инструмента цифрового гражданского активизма. Данные собраны за весь период существования платформы в России с 2012 г. по 2020 г. включительно; всего обработано 27 259 петиций на русском языке. В качестве теоретической оптики в статье предлагается использовать концептуальный аппарат философской антропологии жертвы и рассмотреть специфику работы Change.org как способ взаимодействия граждан с виктимизированными объектами социальной действительности, включив таким образом действие цифровых петиций в пространство экономики жертвы. Обнаруженное сходство между виктимогенными категориями культурной виктимологии и ключевыми темами петиций Change.org позволяет утверждать, что цифровые петиции маркируют зоны, восприимчивые к конструкту жертвы, понятому предельно широко как социальная асимметрия, построенная на уязвимости и требующая децентрализованного коллективного решения о справедливости/несправедливости. Децентрализованная горизонтальная структура цифрового активизма проблематизируется через понятия “случайные политики” и “слактивизм”, а сопутствующий тип гражданской ответственности определяется с помощью концепта “театр солидарности”. Проведенная работа с базой данных позволила определить петиции, сопровождаемые общественным резонансом, собрать их характеристики и получить общую картину динамики цифрового гражданского активизма в России по годам. В целом исследование вносит вклад в тематизацию нового знания в двух областях: в области теории политического цифрового участия и в области философской антропологии жертвы. 

Ключевые слова
электронные петиции, Change.org, случайные политики, слактивизм, жертва, виктимизированная идентичность, активизм 2.0, театр солидарности, политики жалости, справедливость, экономика жертвы.


Список литературы

Ахременко А.С., Стукал Д.К., Петров А.П. 2020. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных. Полис. Политические исследования. № 2. С. 73-91. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.02.06

Иваненко Е.А. 2020. Хайп: производство и потребление аффекта коллективным телом. Международный филологический журнал МИРГОРОД. № 1. С. 254-291.

Радина Н.К., Крупная Д.А. 2019. Цифровое политическое участие: эффективность электронных петиций негосударственных онлайн-платформ (на материале Change.org). Полис. Политические исследования. № 6. С. 113-127. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.06.09

Философская антропология жертвы: от архаических корней к современным контекстам. Материалы всероссийской конференции с иностранным участием. 2017. Под ред. М.А. Корецкой. Самара.

 

Bowman, S., & Willis, C. (2003). We media: how audiences are shaping the future of news and information. Reston, VA: The Media Center at the American Press Institute. https://www.hypergene.net/wemedia/download/we_media.pdf

Brunilla, K., & Rossi, L.-M. (2017). Identity Politics, the ethos of vulnerability, and education. Education Philosophy and Theory, 50(3), 287-298. http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2017.1343115

Bruns, A. (2008). Distributed creativity: filesharing and produsage. In: S. Sonvilla-Weiss (Ed.), Mashup Cultures (pp. 24-37). Vienna: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-7091-0096-7_2

Campbell, B., & Manning, J. (2018). The rise of victimhood culture: microaggressions, safe spaces, and the new culture wars. Cham: Palgrave Macmillan.

Chouliaraki, L. (2006). The spectatorship of suffering. London: Sage Publishing.

Ericson, R.V. (1996). Defining the journalism situation: a study of post-journalism. International Journal of Politics, Culture and Society, 10(1), 211-219. https://www.jstor.org/stable/20019881

Georg, J., & Leidner, D. (2019). From clicktivism to hacktivism: understanding digital activism. Information and Organization, 29(3), 100249. https://doi.org/10.1016/j.infoandorg.2019.04.001

Hafer, C., & Sutton, R. (2016). Belief in a just world. In C. Sabbagh, & M. Schmitt (Ed.), Handbook of Social Justice Theory and Research (pp. 145-160). New York: Springer.

Holder, R. (2014). Satisfied? exploring victims’ justice judgements. RegNet Research Paper, 2014/28, 184-213. https://doi.org/10.2139/ssrn.2423140

Hoondert, M., Mutsaers, P., Arfman, W. (2018). Introduction: cultural practices of victimhood. In M. Hoondert, P. Mutsaers, W. Arfman (Ed.), Cultural Practices of Victimhood (pp. 1-16). London: Routledge.

Laverick, W. (2016). Global injustice and crime control. Abingdon: Routledge.

Lerner, M.J. (1980). The belief in a just world: a fundamental delusion. New York: Plenum Press.

Mendelsohn, B. (1976). Victimology and contemporary society’s trends. Victimology: An International Journal, 1(1), 8-28.

Milosevic, A. (2017). Remembering the present: dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2), 44-61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269

Munt, R. S. (2016). Argumentum ad misericordiam: the cultural politics of victim media. Feminist Media Studies, 17(5), 866-883. https://doi.org/10.1080/14680777.2016.1259176

Peña-López, I. (2013). Casual Politics: From Slacktivism to Emergent Movements and Pattern Recognition. In Big Data: Challenges and Opportunities. Proceedings of the 9th International Conference on Internet, Law & Politics (pp. 339-356). Barcelona: Huygens.

Pikone, I. (2011). Produsage as a form of self-publication. A qualitative study of casual news produsage. New Review of Hypermedia and Multimedia, 17(1), 99-120. https://doi.org/10.1080/13614568.2011.552643

Re, del, E., & Shekhovat, S. (2018). Crime and victimhood in globalizes world order. Revisita di criminologia, XII(3), 55-69.

Robson, P.W.G. (2019). Developments in revenge, justice and rape in the Cinema. International Journal for the Semiotics of Law, 34, 69-88. https://doi.org/10.1007/s11196-019-09614-7

Rubin, Z., & Peplau, L.A. (1975). Who believes in a just world? Journal of Social Issues, 31(3), 65-90. https://numerons.files.wordpress.com/2012/04/who-believes-in-a-just-world-harvard.pdf

Vasterman, P. (Ed.) (2018). From media hype to Twitter storm. News explosions and their impact on issues, crises, and public opinion. Amsterdam: Amsterdam University Press. 

Содержание номера № 2, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Радина Н. К., Крупная Д. А.,
Цифровое политическое участие: эффективность электронных петиций негосударственных онлайн-платформ (на материале Change.org). – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Соловьев А. И.,
Коммуникация и культура: противоречия поля политики. – Полис. Политические исследования. 2002. №6

Мирясова О. А.,
Российская оппозиция как актор институциональной трансформации. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Войников В. В.,
Реформа общеевропейской системы предоставления убежищ в контексте реализации принципа солидарности ЕС. – Полис. Политические исследования. 2024. №1

Динелло Н. ,
Глобализация и справедливость (Международная конференция в Каире). – Полис. Политические исследования. 2003. №3

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2016


Поляков Л. В.
Онтология русской судьбы: хранить вечно?

  Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991