Крушение гегемониальной нормальности:
миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции
Малахов В. С.,
Доктор политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, vmalachov@yandex.ru
elibrary_id: 223604 |
Летняков Д. Э.,
Кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, letnyakov@mail.ru
elibrary_id: 588916 |
Дата поступления статьи: 2022.04.07. Принята к печати: 2022.06.14
DOI: 10.17976/jpps/2023.01.06
EDN: AVSAQN
Малахов В. С., Летняков Д. Э. Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции. – Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 60-74. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.01.06. EDN: AVSAQN
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Предметом исследования является трансформация политик памяти в США, Великобритании и Франции, а его целью – анализ природы этой трансформации. Авторы ставят под сомнение допущение, согласно которому конфликты по поводу легитимной версии прошлого были обусловлены “бунтом меньшинств” (чернокожих в случае США, потомков мигрантов неевропейского происхождения в случае Великобритании и Франции). В статье демонстрируется, что запрос на пересмотр господствующего нарратива относительно национального прошлого был сформулирован и артикулирован внутри гражданского общества и, соответственно, не сводится к притязаниям меньшинств. Авторы опираются на агонистический подход к коллективной памяти, в рамках которого последняя понимается как результат определенных конвенций, складывающихся в ходе постоянно возобновляемых в обществе дебатов о собственном прошлом. Изложение сфокусировано на анализе публичных дискуссий вокруг содержания школьного образования, набора официальных праздников и памятных дат, облика городских пространств и концепции музеев в трех названных странах. В итоге сформулированы следующие выводы. Водораздел в коммеморативных конфликтах пролегает не по линии этнического происхождения, а по линии мировоззрения. За противостоянием различных версий исторической памяти в конечном счете стоит столкновение различных “моделей” нации (более инклюзивной и менее инклюзивной), а сам призыв к пересмотру доминирующего нарратива упирается в вопрос о включении в нацию прежде исключенных групп.
Список литературы
Бек У. 2007. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция; Территория будущего.
Брюкнер П. 2009.Тирания покаяния: эссе о западном мазохизме. СПб.: Изд-во Ивана Лимбата.
Нора П., Озуф М., Пюимеж Ш., Винок М. 1999. Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета.
Ушакин С. 2021. Колониальный омлет и его последствия: о публичных историях постколоний социализма. Все в прошлом: теория и практика публичной истории. М.: Новое издательство. С. 395-428.
Фергюсон Н. 2013. Империя: чем современный мир обязан Британии. М.: Астрель.
Филиппова Е.И., Филиппов Р.В. 2020. Распад французской колониальной империи в политике памяти Пятой республики. Известия Алтайского государственного университета. № 6. С. 77-80. https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)6-13. EDN: YCCMWG.
Хантингтон С. 2004. Кто мы? Вызовы американской идентичности. М.: Транзиткнига.
Alexander, C., Chatterji, J., & Weekes-Bernard, D. (2012). Making British histories. diversity and the national curriculum. London: Runnymede.
Alexander, C., & Weekes-Bernard, D. (2017). History lessons: inequality, diversity and the national curriculum. Race Ethnicity and Education, 20(4), 478-494. https://doi.org/10.1080/13613324.2017.1294571
Araujo, A.L. (Ed.). (2012). Politics of memory. Making slavery visible in the public space. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203119075
Bahmueller, Ch.F. (1996). The struggle over America’s national history standards. Agenda: A Journal of Policy Analysis and Reform, 3(1), 99-104.
Bell, D. (2008). Agonistic Democracy and the politics of memory. Constellations, 15(1), 148-166. https://doi.org/10.1111/j.1467-8675.2008.00478.x
Brown, A., & Au, W. (2014). Race, memory, and master narratives: a critical essay on U.S. curriculum history. Curriculum Inquiry, 44(3), 358-389. https://doi.org/10.1111/curi.12049
Bull, A., & Hansen, H. (2016). On agonistic memory. Memory Studies, 9(4), 390-404. https://doi.org/10.1177/1750698015615935
Bull, A., & Reynolds, Ch. (2021). Uses of oral history in museums: a tool for agonism and dissonance or promoting a linear narrative? Museum and Society, 19(3), 283-300. https://doi.org/10.29311/mas.v19i3.3520
Bull, A., Hansen, H., Kansteiner, W., & Parish, N. (2019). War museums as agonistic spaces: possibilities, opportunities and constraints. International Journal of Heritage Studies, 25(6), 611-625. https://doi.org/10.1080/13527258.2018.1530288
Burrell, K., & Panayi, P. (Ed.). (2006). Histories and memories: migrants and their history in Britain. London; New York: Tauris Academic Studies.
Carretero, M., Rodriguez-Moneo, M., & Asensio, M. (Ed.). (2012). History education and the construction of national identity. Charlotte: Information Age Publishing.
Delanty, G. (2017). The European heritage. A critical re-interpretation. London; New York: Routledge.
Frith, N. (2013). ‘Working through’ slavery: the limits of shared memories in contemporary France. Irish Journal of French Studies, 13, 17-39. https://doi.org/10.7173/164913313809455657
Gilroy, P. (1987). There ain’t no black in the Union Jack. London: Hutchinson.
Gilroy, P. (2004). After empire. Melancholia or convivial culture? London: Routledge.
Glynn, I., & Kleist, J.O. (Ed.). (2012). History, memory and migration. Perceptions of the past and the politics of incorporation. London: Palgrave Macmillan.
Green, N.L. (2007). A French Ellis Island? Museums, memory and history in France and the United States. History Workshop Journal, 63(1), 239-253. https://doi.org/10.1093/hwj/dbm011
Grever, M., & Stuurman, S. (Ed.). (2007). Beyond the canon. History for the twenty-first century. New York: Palgrave Macmillan.
Hanauer, E. (2014). The discourse and teaching of immigration history in France: negotiations of terminology, ideology, and school space. PhD Thesis. New York: New York University.
Hourcade, R. (2012). Commemorating a guilty past. The politics of memory in the French former slave trade cities. In A.L. Araujo (Ed.), Politics of Memory. Making Slavery Visible in the Public Space (pp. 124-140). New York: Routledge.
Lebow, R.N., Kansteiner, W., & Fogu, C. (Ed.). (2006). The Politics of Memory in Postwar Europe. Durham; London: Duke University Press.
Leyh, B.McG. (2021). Imperatives of the Present: Black Lives Matter and the politics of memory and memorialization. Netherlands Quarterly of Human Rights, 38(4), 239-245. https://doi.org/10.1177/0924051920967541
Lidher, S., McIntosh, M., & Alexander, C. (2021). Our migration story: history, the national curriculum, and re-narrating the British nation. Journal of Ethnic and Migration Studies, 47(18), 4221-4237. https://doi.org/10.1080/1369183X.2020.1812279
Mouffe, Ch. (2000). The democratic paradox. London; New York: Verso.
Mouffe, Ch. (2013). Agonistics: thinking the world politically. London; New York: Verso.
Noiriel, G. (1988). Le Creuset francais. Histoire de l’immigration – XIX – XX siecles. Paris: Le Seuil; “L ‘Univers Historique”.
Ribbens, K. (2007). A Narrative that encompasses our history: historical culture and history teaching. In M. Grever, & S. Stuurman (Ed.), Beyond the Canon. History for the Twenty First Century (pp. 63-76). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230599246_5
Rocksborough-Smith, I. (2018). Black public history in Chicago. Civil rights activism from World War II into the Cold War. Urbana, Chicago, Springfield: University of Illinois Press. https://doi.org/10.5622/illinois/9780252041662.001.0001
Rothberg, M. (2009). Multidirectional memory. Remembering Holocaust in the age of decolonization. Stanford: Stanford University Press.
Sartre, J.-P. (2001). Colonialism and neocolonialism. London: Routledge.
Silverstein, P. (2015). Rethinking colonialism and decolonization in Algeria. 60 years later. European Journal of Cultural and Political Sociology, 2(2), 89-121. https://doi.org/10.1080/23254823.2015.1090690
Simpson, M.G. (1996). Making representation. Museums in the post-colonial era. London; New York: Routledge.
Soysal, Y., & Szakacs, S. (2010). Reconceptualizing the Republic: diversity and education in France, 1945-2008. Journal of Interdisciplinary History, 41(1), 97-115. https://doi.org/10.1162/jinh.2010.41.1.97
Stevens, M. (2008). Immigrants into citizens: ideology and nation-building in the Cite nationale de l’histoire de l’immigration. Museological Review, 13, 57-73.
Tomlinson, S. (2015). Fundamental British values. In C. Alexander, D. WeekesBernard, & J. Arday (Ed.), The Runnymede School Report. Race, Education and Inequality in Contemporary Britain (pp. 10-14). London: Runnymede Trust.
Wagner-Pacifici, R., & Schwartz, B. (1991). The Vietnam veterans memorial: commemorating a difficult past. American Journal of Sociology, 97(2), 376-420. https://doi.org/10.1086/229783
Wilson, M.O. (2012). Negro building: black Americans in the world of fairs and museums. London; Berkley: University of California Press. https://doi.org/10.1525/9780520952492
Возможно, Вас заинтересуют:
Артамонов Д. С., Тихонова С. В.,
Политика памяти в интернет-мемах: от визуализации истории к фейкам. – Полис. Политические исследования. 2022. №5
Латов Ю. В.,
Парадоксы восприятия современными россиянами России времен Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. – Полис. Политические исследования. 2018. №5
Степанова Н. М.,
Государственная семейная политика в странах Западной Европы. – Полис. Политические исследования. 2010. №5
Михалев А. В.,
От рубежа противостояния к руинам забвения, или политика памяти в постсоциалистической Внутренней Азии. – Полис. Политические исследования. 2023. №6
Зарубина Н. Н., Носкова А. В.,
Образы России: размышляя об эпохах перемен. – Полис. Политические исследования. 2019. №2