Федеральная административная элита России: особенности карьеры после ухода с должности

Федеральная административная элита России:
особенности карьеры после ухода с должности


Тев Д. Б.,

Кандидат социологических наук, Социологический институт – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, denis_tev@mail.ru


elibrary_id: 180843 | ORCID: 0000-0001-5442-7585 | RESEARCHER_ID: N-5461-2017

Дата поступления статьи: 2021.11.08. Принята к печати: 2022.04.04


DOI: 10.17976/jpps/2023.01.10
EDN: BBGNON


Правильная ссылка на статью:

Тев Д. Б. Федеральная административная элита России: особенности карьеры после ухода с должности. – Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 130-146. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.01.10. EDN: BBGNON


Аннотация

В статье анализируется карьера после ухода с должности членов федеральной административной элиты России 2013 г. Эмпирической основой служит биографическая база данных, включающая 575 анкет, обновленных в 2020 г. Теоретической рамкой работы выступает модель элитного рекрутирования Б. Харасимива. Исследование помогло определить роль в карьере высокопоставленных федеральных чиновников, покинувших должность, трех сфер занятости, соответствующих основным фракциям властной элиты. Если административные органы (прежде всего федерального уровня) и, в меньшей степени, бизнес имеют решающее значение в качестве места работы покинувших пост чиновников, то роль представительных органов незначительна. Были проанализированы “вытягивающие” (связи, структура возможностей) и “толкающие” (мотивация и пр.) факторы посткарьеры высокопоставленных чиновников. По мнению автора, паттерны карьеры федеральных чиновников после ухода с должности позволяют лучше понять особенности политико-экономической системы России. В частности, их востребованность в бизнесе подчеркивает “кумовской” характер российского капитализма, а переходы на высшие посты в парламенте и должности губернаторов могут свидетельствовать о подконтрольности легислатуры и региональной власти федеральной администрации. Представляется также, что миграция ключевых деятелей федеральной администрации на элитные позиции в иных властных институтах (парламенте, бизнесе и пр.) способствует межфракционной интеграции властной элиты. Кроме того, посткарьера федеральных чиновников может быть связана с их поведением во время пребывания в должности. Например, перспектива перехода в бизнес после отставки может мотивировать их приспосабливать свою политику к интересам потенциальных работодателей, приводя к “конфликту интересов”. Наконец, исследование позволило оценить устойчивость элитного членства: хотя в целом преобладает тенденция обновления (циркуляции) элиты, довольно выражена тенденция ее персонального воспроизводства.

Ключевые слова
федеральная административная элита, карьера после ухода с должности, администрация, бизнес, парламент.


Список литературы

Воронкова О.А., Сидорова А.А., Крыштановская О.В. 2011. Российский истеблишмент: пути и методы обновления. Полис. Политические исследования. № 1. С. 66-79. https://www.politstudies.ru/article/4375. EDN: NCPECN.

Гимпельсон В.Е., Магун В.С. 2004. На службе Государства Российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников. Препринт WP3/2004/07. М.: ГУ ВШЭ. EDN: QWAEYN.

Гладышева А.А., Кишилова Ю.О. 2018. Влияние политических связей и государственной собственности на деятельность фирм в России. Корпоративные финансы. Т. 12. № 1. С. 20-43. https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.12.1.2018.20-43. EDN: CQPQKE.

Тев Д.Б. 2016. Федеральная административная элита России: карьерные пути и каналы рекрутирования. Полис. Политические исследования. № 4. C. 115-130 https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.10. EDN: WEBMZF.

Тев Д.Б. 2019. Члены правительства РФ: особенности постправительственной карьеры. Мир России. Т. 28. № 4. С. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-6-29. EDN: CLNQWE.

Тев Д.Б. 2020. Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: каналы рекрутирования и карьера. Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 23. № 3. С. 153–187. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.7. EDN: LOLGQW.

Флягин А.М. 2020. Как изменился портрет российского губернатора: анализ биографий глав регионов. 1991-2019 гг. Вестник Пермского университета. Политология. Т. 14. № 1. С. 29-39. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2020-1-29-39. EDN: XSHLGY.

 

Bennett, A.J. (1996). The American president’s cabinet: from Kennedy to Bush. London: Palgrave Macmillan.

Blondel, J. (1991). The Post-ministerial careers. In J. Blondel, & J.-L.Thiebault (Ed.), The Profession of Government Minister in Western Europe (pp. 153-173). Palgrave Macmillan.

Borchert, J. (2011). Individual ambition and institutional opportunity: a conceptual approach to political careers in multi-level systems. Regional & Federal Studies, 21(2), 117-140. https://doi.org/10.1080/13597566.2011.529757

Calder, K. (1989). Elites in an equalizing role: ex-bureaucrats as coordinators and intermediaries in the Japanese government-business relationship. Comparative Politics, 21(4), 379-403. https://doi.org/10.2307/422004

Claveria, S., & Verge, T. (2015). Post-ministerial occupation in advanced industrial democracies: ambition, individual resources and institutional opportunity structures. European Journal of Political Research, 54(4), 819-835. https://doi.org/10.1111/1475-6765.12107

Costa Pinto, A., & Tavares de Almeida, P. (2017). The primacy of experts? Non-partisan ministers in Portuguese democracy. In A. Costa Pinto, M. Cotta, & P. Tavares de Almeida (Ed.), Technocratic Ministers andPolitical Leadership in European Democracies (pp. 111-137). London: Palgrave. https://doi.org/10.1007/978-3-319-62313-9_5

Dorrenbacher, N. (2016). Patterns of post-cabinet careers: when one door closes another door opens? Acta Politica, 51(4), 472-491. https://doi.org/10.1057/ap.2016.10

Eckert, R.D. (1981). The life cycle of regulatory commissioners. The Journal of Law & Economics, 24(1), 113-120. http://dx.doi.org/10.1086/466976

Etzion, D., & Davis, G.F. (2008). Revolving doors? A network analysis of corporate officers and U.S. government officials. Journal of Management Inquiry, 17(3), 157-161. https://doi.org/10.1177/1056492608316918

Faccio, M. (2010). Differences between politically connected and nonconnected firms: a cross-country analysis. Financial Management, 39(3), 905-928. https://doi.org/10.1111/j.1755-053X.2010.01099.x

Fish, M.S., & Kroenig, M. (2009). The handbook of national legislatures: a global survey. Cambridge: Cambridge University Press.

Freitag, P.J. (1975). The cabinet and big business: a study of interlocks. Social Problems, 23(2), 137-152. https://doi.org/10.2307/799652

Gill, T.M. (2018). The persistence of the power elite: presidential cabinets and corporate interlocks, 1968-2018. Social Currents, 5(6), 501-511. https://doi.org/10.1177/2329496518797857.

Grigoriev, I., & Zhirkov, K. (2020). Do political connections make businesspeople richer? Evidence from Russia, 2003-2010. Research and Politics, 7(4), 1-6. https://doi.org/10.1177/2053168020979434

Harasymiw, B. (1981). Mosca and Moscow: elite recruitment in the Soviet Union. In M.M. Czudnowski (Ed.), Does Who Governs Matter? Elite Circulation in Contemporary Societies (pp. 265-292). Chicago: North Illinois University Press.

Harris, J.S., & Garcia, T.V. (1966). The Permanent Secretaries: Britain’s Top Administrators. Public Administration Review, 26(1), 31-44. https://doi.org/10.2307/973928

Huskey, E. (2010). Pantouflage a la Russe: the recruitment of Russian political and business elites. In S. Fortescue (Ed.), Russian Politics from Lenin to Putin (pp. 185-204). Basingstoke: Palgrave Macmillan.

Kerbo, H.R., & McKinstry, J.A. (1995). Who rules Japan? The inner circles of economic and political power. Westport, CT: Praeger.

Kryshtanovskaya, O., & White, S. (2005). Losing power in Russia. Journal of Communist Studies and Transition Politics, 21(2), 200-222. https://doi.org/10.1080/13523270500108725

Nicholls, K. (1991). The dynamics of national executive service: ambition theory and the careers of presidential cabinet members. The Western Political Quarterly, 44(1), 149-172. https://doi.org/10.1177/106591299104400109

Rasmussen, A., Buhmann-Holmes, N., & Egerod, B. (2021). The executive revolving door: new dataset on the career moves of former Danish ministers and permanent secretaries. Scandinavian Political Studies, 44(4), 487-502. https://doi.org/10.1111/1467-9477.12214

Rouban, L. (1999). The senior civil service in France. In E.C. Page, & V. Wright (Ed.), Bureaucratic Elites in Western European States. A Comparative Analysis of Top Officials. Oxford: Oxford University Press.

Semenova, E. (2011). Ministerial and parliamentary elites in an executive-dominated system: post-Soviet Russia 1991-2009. Comparative Sociology, 10(6), 908-927. https://doi.org/10.1163/156913311X607629

Stolz, K., & Kintz, M. (2014). Post-cabinet careers in Britain and the US: theory, concepts and empirical illustrations. Paper prepared for the ECPR General Conference 2014, Glasgow, September 3-6, 2014.

Содержание номера № 1, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Тев Д. Б.,
Федеральная административная элита России: карьерные пути и каналы рекрутирования. – Полис. Политические исследования. 2016. №4

Эцродт К. ,
Managing liberal democracy – influence of secret elite networks in U.S. governments 1901-2021. – Полис. Политические исследования. 2022. №6

Поляков Л. В.,
Теория nation-building Святослава Каспэ. – Полис. Политические исследования. 2012. №2

Павличук Е. И.,
Федеральная реформа Бельгии . – Полис. Политические исследования. 1995. №5

Чирикова А. Е., Ледяев В. Г., Сельцер Д. Г.,
Власть в малом российском городе: конфигурация и взаимодействие основных акторов . – Полис. Политические исследования. 2014. №2

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991