Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами
Казун А. Д.,
Кандидат социологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, adkazun@hse.ru
elibrary_id: 822971 | ORCID: 0000-0002-9633-2776 | RESEARCHER_ID: K-6835-2015
Дата поступления статьи: 2023.02.16. Принята к печати: 2023.05.07
DOI: 10.17976/jpps/2023.04.12
EDN: JVQNYI
Казун А. Д. Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. – Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 168-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.12. EDN: JVQNYI
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2023 году.
Исследование основано на 46 интервью с думскроллерами – людьми, которые оценивают свое потребление новостей как болезненно-избыточное. Для думскроллеров характерно увеличение времени просмотра информационного контента и расширение списка используемых ресурсов: это позволяет ожидать, что именно они будут потреблять в том числе и новости идейных оппонентов. Можно выделить три формы взаимодействия с таким контентом: непотребление, вынужденное и добровольное (регулярное или эпизодическое) потребление. Принимая решение о просмотре новостей из источников, с которыми несогласны, люди оценивают их предполагаемую полезность и связанные с ними издержки (эмоциональные, когнитивные, временные). Мотивируют обращаться к идеологически чуждому контенту желание понять оппонентов, стремление подтвердить свою точку зрения, сохранить умеренную позицию, медиацинизм и связанное с ним желание найти “золотую середину”. Кроме того, возможно использование таких новостей в развлекательных целях. Исходя из того, как информанты объясняют свое обращение к идеологически чуждым новостным источникам, можно предположить, что такой опыт медиапотребления не помогает им выйти за стену фильтров, поскольку большая часть этих обоснований не предполагает возможности корректировки собственных убеждений. Чуждый контент просто становится способом удостовериться в своей правоте, победить в споре или поиронизировать над идеями, с которыми человек не согласен.
Список литературы
Климова А.М., Артамонов Г.А., Чмель К.Ш. 2021. Измерение политического знания: разработка и апробация шкалы в России. Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 52. С. 61-94. https://doi.org/10.19181/4m.2021.52.3. EDN: ARWFHV.
Радаев В.В. 2019. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1. EDN: STOTFS.
Althaus, S.L. (2002). American news consumption during times of national crisis. Political Science & Politics, 35(3), 517-521. https://doi.org/10.1017/S104909650200077X
Ang, I. (1985). Watching Dallas, soap opera and the melodramatic imagination. New York, NY: Methuen.
Becker, G.S. (1978). The economic approach to human behavior. Chicago, IL: University of Chicago Press.
Blondheim, M., Segev, E., & Cabrera, M.-Á. (2015). The prominence of weak economies: factors and trends in global news coverage of economic crisis, 2009-2012. International Journal of Communication, 9, 46-65.
Bode, L. (2016). Pruning the news feed: unfriending and unfollowing political content on social media. Research & Politics, 3(3). https://doi.org/10.1177/2053168016661873
Boomgaarden, H.G., & de Vreese, C.H. (2007). Dramatic real-world events and public opinion dynamics: media coverage and its impact on public reactions to an assassination. International Journal of Public Opinion Research, 19(3), 354-366. https://doi.org/10.1093/ijpor/edm012
Castaño-Pulgarín, S.A., Suárez-Betancur, N., Vega, L.M.T., & López, H.M.H. (2021). Internet, social media and online hate speech. systematic review. Aggression and Violent Behavior, 58, 101608. https://doi.org/10.1016/j.avb.2021.101608
Click, M.A. (Ed.) (2019). Anti-fandom: dislike and hate in the digital age. New York, NY: New York University Press. https://doi.org/10.18574/nyu/9781479866625.001.0001
Damstra, A., Vliegenthart, R., Boomgaarden, H., Glüer, K., Lindgren, E., Strömbäck, J., & Tsfati, Y. (2023). Knowledge and the news: an investigation of the relation between news use, news avoidance, and the presence of (mis)beliefs. The International Journal of Press/Politics, 28(1), 29-48. https://doi.org/10.1177/19401612211031457
Eppler, J., & Mengis, J. (2004). The concept of information overload: a review of literature from organization science, accounting, marketing, mis, and related disciplines. The Information Society, 20(5), 325-344. https://doi.org/10.1080/01972240490507974
Festingerc, L. (1957). A theory of cognitive dissonance. Evanston, IL: Row, Peterson. https://doi.org/10.1515/9781503620766
Flaxman, S., Goel, S., & Rao, J.M. (2016). Filter bubbles, echo chambers, and online news consumption. Public Opinion Quarterly, 80(S1), 298-320. https://doi.org/10.1093/poq/nfw006.
Fletcher, R., & Nielsen, R.K. (2018) Are people incidentally exposed to news on social media? A comparative analysis. New Media & Society, 20(7), 2450-2468. https://doi.org/10.1177/1461444817724170
Flynn, D., Nyhan, B., & Reifler, J. (2017). The nature and origins of misperceptions: understanding false and unsupported beliefs about politics. Political Psychology, 38(S1), 127-150. https://doi.org/10.1111/pops.12394
Gil de Zúñiga, H., Weeks, B., & Ardèvol-Abreu, A. (2017). Effects of the news-finds-me perception in communication: social media use implications for news seeking and learning about politics. Journal of Computer-Mediated Communication, 22(3), 105-123. https://doi.org/10.1111/jcc4.12185
Granovetter, M.S. (1973). The strength of weak ties. The American Journal of Sociology, 78(6), 1360-1380. https://doi.org/10.1086/225469
Harrington, D.E. (1989). Economic news on television the determinants of coverage. Public Opinion Quarterly, 53(1), 17-40. https://doi.org/10.1086/269139
Hayes, D., & Lawless, J.L. (2018). The decline of local news and its effects: new evidence from longitudinal data. The Journal of Politics, 80(1), 332-336. https://doi.org/10.1086/694105
Hilgartner, S., Bosk, Ch.L. (1988). The rise and fall of social problems: a public arenas model. American Journal of Sociology, 94(1), 53-78. https://doi.org/10.1086/228951
Iyengar, S., & Hahn, K.S. (2009). Red media, blue media: evidence of ideological selectivity in media use. Journal of Communication, 59, 19-39. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01402.x
Lachlan, K.A., Spence, P.R., Lin, X., Najarian, K., & Del Greco, M. (2016). Social media and crisis management: CERC, search strategies, and twitter content. Computers in Human Behavior, 54, 647-652. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.05.027
Leung, D.K.K., & Lee, F.L.F. (2015). How journalists value positive news. Journalism Studies, 16(2), 289-304. https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.869062
Logan, K., Bright, L.F., & Grau, S.L. (2018). “Unfriend me, please!”: social media fatigue and the theory of rational choice. Journal of Marketing Theory and Practice, 26(4), 357-367. https://doi.org/10.1080/10696679.2018.1488219
Mannell, K., & Meese, J. (2022). From doom-scrolling to news avoidance: limiting news as a wellbeing strategy during COVID lockdown. Journalism Studies, 23(3), 302-319. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.2021105
McCoy, Ch A., & Scarborough, R.C. (2014). Watching “bad” television: Ironic consumption, camp, and guilty pleasures. Poetics, 47, 41-59. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2014.10.003
McLaughlin, B., Gotlieb, M.R., & Mills, D.J. (2022). Caught in a dangerous world: problematic news consumption and its relationship to mental and physical ill-being. Health Communication. https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086
Metzger, M.J., Hartsell, E.H., & Flanagin, A.J. (2020). Cognitive dissonance or credibility? A comparison of two theoretical explanations for selective exposure to partisan news. Communication Research, 47(1), 3-28. https://doi.org/10.1177/0093650215613136
Meyer, H.K., Marchionni, D., & Miller, R. (2010). The journalist behind the news: credibility of straight, collaborative, opinionated, and blogged “news”. American Behavioral Scientist, 54(2), 100-119. https://doi.org/10.1177/0002764210376313
Mourão, R.R., Thorson, E., Chen, W., & Tham, S.M. (2018). Media repertoires and news trust during the early trump administration. Journalism Studies, 19(13), 1945-1956. https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1500492
Pariser, E. (2011). The filter bubble: what the Internet is hiding from you. London: Viking. https://doi.org/10.3139/9783446431164
Poindexter, P.M. (2018). Millennials, news, and social media: is news engagement a thing of the past? New York, NY: Peter Lang, International Academic Publishers. https://doi.org/10.3726/b13233
Quiringc, O., Ziegele, M., Schemer, C., Jackob, N., Jakobs, I., Schultz, T. (2021). Constructive skepticism, dysfunctional cynicism? Skepticism and cynicism differently determine generalized media trust. International Journal of Communication, 15, 3497-3518. https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/16127/3514
Shoemaker, P.J. (1996). Hardwired for news: using biological and cultural evolution to explain the surveillance function. Journal of Communication, 46(3), 32-47. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1996.tb01487.x
Stroud, N. (2008). Media use and political predispositions: revisiting the concept of selective exposure. Political Behavior, 30(3), 341-366. https://doi.org/10.1007/s11109-007-9050-9
Taber, Ch.S., & Lodge, M. (2006). Motivated skepticism in the evaluation of political beliefs. American Journal of Political Science, 50(3), 755-769. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2006.00214.x
Toff, B., & Kalogeropoulos, A. (2020). All the news that’s fit to ignore: how the information environment does and does not shape news avoidance. Public Opinion Quarterly, 84(S1), 366-390. https://doi.org/10.1093/poq/nfaa016
Van Aelst, P., Strömbäck, J., Aalberg, T., Esser, F., de Vreese, C., Matthes, J., Hopmann, D., Salgado, S., Hubé, N., Stępińska, A., Papathanassopoulos, S., Berganza, R., Legnante, G., Reinemann, C., Sheafer, T., & Stanyer, J. (2017). Political communication in a high-choice media environment: a challenge for democracy? Annals of the International Communication Association, 41(1), 3-27. https://doi.org/10.1080/23808985.2017.1288551
Weaver, D. (1980). Audience need for orientation and media effects. Communication Research, 7(3), 361-373. https://doi.org/10.1177/009365028000700305
Westlund, O., & Ghersetti, M. (2015). Modelling news media use: positing and applying the GC/MC model to the analysis of media use in everyday life and crisis situations. Journalism Studies, 16(2), 133-151. https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.868139
Ytre-Arne, B., & Moe, H. (2021). Doomscrolling, monitoring and avoiding: News use in COVID-19 pandemic lockdown. Journalism Studies, 22(13), 1739-1755. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1952475
Возможно, Вас заинтересуют:
ТЕМА НОМЕРА: РОССИЯ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ ИЛИ ПЕРЕД ДРАМАТИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ?. – Полис. Политические исследования. 2007. №5
Кирчанов М. В.,
Образ Китая как идеологического Другого в СМИ Индонезии. – Полис. Политические исследования. 2024. №1
Мусихин Г. И.,
Концептуализация политической символизации. – Полис. Политические исследования. 2015. №5
Ильин А. Н.,
Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент. – Полис. Политические исследования. 2017. №3
Кучинов А. М.,
Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации . – Полис. Политические исследования. 2016. №5