Религия в проектах современности:
между алармизмом, политической целесообразностью и утопией
Мчедлова М. М.,
Доктор политических наук, РУДН; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, mchedlova-mm@rudn.ru
elibrary_id: 569349 | ORCID: 0000-0002-4635-1741 | RESEARCHER_ID: A-4465-2017
Дата поступления статьи: 2024.01.11. Принята к печати: 2024.01.31
DOI: 10.17976/jpps/2024.02.05
EDN: ZAMWYG
Мчедлова М. М. Религия в проектах современности: между алармизмом, политической целесообразностью и утопией . – Полис. Политические исследования. 2024. № 2. С. 50-64. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.05. EDN: ZAMWYG
Постоянно переопределяемые конфигурации современности, эпистемологический кризис, политизация всех сфер бытия породили атмосферу глобальной тревожности. Постоянно расширяющийся дефицит безопасности, обретающий черты атрибута современности, фрагментация как ответ на глобальность, возникновение альтернативных путей политического становления отражают новые социокультурные семантические узлы. Уход эпистемологической определенности из теории и устойчивости — из политических конструкций породил теоретическую растерянность перед будущим. Дрейф в сторону предельных угроз, несущих экзистенциальную окрашенность, а вместе с тем и диффузия политических и ценностных контекстов, в совокупности стимулируют обращение к религии при определении проектов и целеполагания современности. Это порождает гносеологические и политико-инструментальные трудности при апелляции к легитимирующим взаимоисключающим религиозным смыслам, “одновременная” истинность в различных типах дискурсов и в теории делает невозможным поиск общего знаменателя. Таковые проекты и целеполагание современности, претендующие на универсальность, но не достигающие ее, структурируются, как полагает автор, в первую очередь исходя из логики алармиз- ма и эсхатологии. Преодолевая ограничения политизации, позитивная проектность перемещается в ценностную плоскость. Автор предлагает три ракурса “телеологии” современности, включающей религиозные смыслы: теоретический, метафизический и инструментальный. Методология исследования отталкивается от изучения проблематики политического целеполагания в логике “универсальное — партикулярное”, “традиционное — современное”, объясняющей религиозную окрашенность политических стратегий и расщепление картин будущего. Деление на “своих” и “чужих” на основе религиозных различий, вкупе с политической инструментализацией религиозных идентичностей и ситуаций и с параллельно предлагаемым религиозным миростроительством, используемые в качестве инструмента политического целеполагания, поляризуют диспозиции Мира религий и Мира веры в рамках возможных проектов современности. В палитре таких проектов, возникающих на пересечении религии и политики, автор указывает на три больших кластера: алармизм, политическую целесообразность, утопию.
Список литературы
Барановский В.Г., Наумкин В.В. 2018. «Мир веры» и «мир неверия»: экспансия и редукция религиозности. Полис. Политические исследования. № 6. С. 8-31. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.02. EDN: YNKEST.
Бауман З. 2008. Текучая современность. Санкт-Петербург: Питер Пресс.
Дуткевич П., Казаринова Д.Б. 2017. Страх как политика. Полис. Политические исследования. № 4. С. 8-21. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.02. EDN: ZBGHMX.
Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. 2023. Под ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир.
Лапкин В.В. 2022. Социально-политическая динамика эпохи глобального кризиса: цивилизационный бэкграунд. Полис. Политические исследования. № 6. С. 135-150. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.06.10. EDN: JORAZF.
Макутчев А.В. 2019. Феномен религиозных повстанческих движений в Африке: Движение Святого духа и Господня армия сопротивления. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. Т. 19. № 3. С. 344-348. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-3-344-348.
Мартьянов В.С. 2021. В поисках другого мейнстрима. Полис. Политические исследования. № 4. С. 112-131. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.09. EDN: DHSTIF.
Моглен С. 2024. Скорбя о современности. Литература модернизма и травмы американского капитализма. Санкт-Петербург.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика.
Мчедлова М.М., Казаринова Д.Б. 2021. Вызов пандемии COVID-19 и религия: онтология vs политика. Полис. Политические исследования. № 4. С. 148-162. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.11. EDN: FAGVBP.
Религия в современной России: контексты и дискуссии. 2019. Под ред. М.М. Мчедловой. М.: РУДН.
Религия в современной России: события и дискурсы пандемии. 2021. Под ред. М.М. Мчедловой. М.: РУДН.
Российское общество и вызовы времени. 2015. Под ред. М.К. Горшкова. М.: Весь Мир. EDN: TRLPKH.
Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде. 2022. Под ред. Ж.В. Пузановой. М.: РУДН. EDN: JITGFZ.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. 2008. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТ.
Фёдоров В.В. 2023. Ума палата. М.: ВЦИОМ.
Франциск. 2021. Энциклика. Fratelli tutti. О братстве и социальной дружбе. М.: Издательский дом «Медина»
Baudrillard, J. (1991). La guerre du Golfe n'a pas eu lieu. Paris: Editions Galilee.
Beck, U. (2001). La socidtd du risque. Sur la voie d’une autre modernitd. Paris: Aubier.
Berger, P.L. (1980). The Heretical imperative: contemporary possibilities of religious affirmation. New York: Anchor Press.
Bigo, D. (2001). Internal and external security(ies): the Mobius Ribbon. In Identities, Borders, Orders (pp. 91-116). Minneapolis: University of Minnesota Press.
Buzan, B., & Waever, O. (2003). Regions and powers: the structure of international security. Cambridge: Cambridge University Press.
Dieckhoff, A., & Portier, P. (2023). Populist movements and the religious. Journal of Religion in Europe, 16(2), 113-124. https://doi.org/10.1163/18748929-bja10081
Haxley, A. (1977). The human situation: lectures at Santa Barbara, 1959. New York: Harper & Row.
Haynes, J. (2020). Introductory thoughts about peace, politics and religion. Religion, 11(5), 242. https://doi.org/10.3390/rel11050242
Haynes, J. (2021). Trump and the politics of neo-nationalism: the Christian right and secular nationalism in America. New York: Routledge.
Haynes, J. (2023). Routledge handbook of religion and politics. Abingdon: Routledge.
Holenstein, A-M. (2005). Role and significance of religion and spirituality in development co-operation. A reflection and working paper. Bern: Swiss Agency for Development and Cooperation (SDC).
Huysmans, J. (2002). Defining social constructivism in security studies: the normative dilemma of writing security. Alternatives: Global, Local, Political, 27(1), 41-62. https://doi.org/10.1177/03043754020270S104
McGrew, A. (2007). Organized violence in the making (and remaking) of globalization. In Globalization theory: Approaches and Controversies (pp. 15-40). Oxford: Polity.
Robertson, R., & Chirico, J. (1985). Humanity, globalization, and worldwide religious resurgence: a theoretical exploration. Sociological Analysis, 46(4), 481-483. https://doi.org/10.2307/3710691
Возможно, Вас заинтересуют:
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Неклесса А. И.,
Будущее и грядущее: кризис современного мира. – Полис. Политические исследования. 2012. №2
Степанянц М. Т.,
Социокультурные основания модернизации Индии. – Полис. Политические исследования. 2012. №1
Дискуссия ,
Переосмысляя современность. – Полис. Политические исследования. 2003. №2
Арбатова Н. К.,
Климатические угрозы – новое измерение безопасности Евросоюза. – Полис. Политические исследования. 2022. №6