Национальные школы подготовки дипломатических кадров и дилеммы глобальной эпистемологии международных отношений

Национальные школы подготовки дипломатических кадров и дилеммы глобальной эпистемологии международных отношений


Сушенцов А. А.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, a.sushentsov@inno.mgimo.ru


elibrary_id: 240313 | ORCID: 0000-0003-2076-7332 | RESEARCHER_ID: F-8930-2017

Неклюдов Н. Я.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, neklyudov.n.ya@my.mgimo.ru


elibrary_id: 984594 |

Павлов В. В.,

Кандидат политических наук, ИМИ, МГИМО МИД России, Москва, Россия, v.pavlov@inno.mgimo.ru


elibrary_id: 845426 | ORCID: 0000-0003-1128-2106 | RESEARCHER_ID: AAC-1764-2020

Дата поступления статьи: 2024.07.11. Принята к печати: 2024.08.13


DOI: 10.17976/jpps/2024.05.08
EDN: UYDPRU


Правильная ссылка на статью:

Сушенцов А. А., Неклюдов Н. Я., Павлов В. В. Национальные школы подготовки дипломатических кадров и дилеммы глобальной эпистемологии международных отношений. – Полис. Политические исследования. 2024. № 5. С. 121-135. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.05.08. EDN: UYDPRU


Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО № 2025-04-05.

Аннотация

Гипотеза о возможности становления дисциплины “глобальные международные отношения” (Global IR) как совокупности национальных эпистемологий в бласти международных отношений, способной заменить западноцен- тричную парадигму, наталкивается на многочисленные возражения. Возможно ли формирование поля дисциплины с опорой на многоголосицу национальных подходов, несмотря на то что онтология международных отношений фундаментально неизменна по крайней мере с середины XVII века? Авторы оценивают тезис о существовании национальных эпистемологий в области международных отношений путем рассмотрения традиций государств в области подготовки дипломатических кадров. Авторы задаются вопросом, каковы системообразующие составляющие подходов ведущих государств при подготовке международников и есть ли основания считать эти подходы отражением национальных эпистемологий о природе международных отношений. Исследование обобщает результаты изучения школ подготовки дипломатов нескольких десятков стран. Из западных государств изучалась дипломатическая подготовка в Великобритании, Венгрии, Польше, США, Финляндии, Франции и ФРГ. Страны Азии представлены Вьетнамом, Индонезией, Индией, КНР и Республикой Корея. Среди государств Ближнего Востока исследовалась система подготовки дипломатических кадров в Египте, Иране, Саудовской Аравии и Турции; среди стран Африки — в Нигерии и ЮАР; в Латинской Америке — в Бразилии, Мексике и на Кубе. В теоретической части статьи авторы рассматривают гипотезу о возможности “глобальных международных отношений”, а далее обобщают опыт исследования национальных подходов к подготовке дипломатических кадров, проверяя тезис о его соотношении с национальными эпистемологиями знаний в области международных отношений.

Ключевые слова
глобальные международные отношения, эпистемология знания, подготовка дипломатических кадров, министерство иностранных дел.


Список литературы

Алексеева Т.А., Лебедева М.М. 2016. Что происходит с теорией международных отношений? Полис. Политические исследования. № 1. С. 29-43. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.01.03. EDN: VEBMUV.

История международных отношений. 2012. В 3-х тт. Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского, А.В. Ревякина. М.: Аспект Пресс. EDN: WMZDHP.

Системная история международных отношений, 1918-2000. 2000. В 4-х тт. Под ред. А.Д. Богатурова. М.: Московский рабочий.

Харкевич М.В. 2023. Утверждение онтологии “международного” на основе радикального конструктивизма. Мировая экономика и международные отношения. Т. 67. № 6. С. 36-46. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-6-36-46. EDN: HQPFYL.

Acharya, A. (2014). Global international relations (IR) and regional worlds: a new agenda for international studies. International Studies Quarterly. 58(4), 647-659. https://doi.org/10.1111/isqu.12171

Acharya, A. (2016). Advancing gobal IR: challenges, contentions, and contributions. International Studies Review, 18(1), 4-15. https://doi.org/10.1093/isr/viv016

Acharya, A., & Buzan, B. (2019). The making of global international relations. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108647670

Acharya, A., & Buzan, B. (Ed.) (2010). Non-Western international relations theory: perspectives on and beyond Asia. New York; London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203861431

Andersen, M.S., & Neumann, I.B. (2012). Practices as models: a methodology with an illustration concerning wampum diplomacy. Millennium, 40(3), 457-481. https://doi.org/10.1177/0305829812441848

Bdrdny, A., Barta, R., Gyorkos, A., P6sdn, L., Schrek, K., & Takdcs, L. (2020). A nemzetkozi kapcsolatok tortdnete — Egyetemi tankonyv. Debrecen: Debreceni Egyetem Tortdnelmi Intdze.

Barnett, M., & Zarakol, A. (2023). Global international relations and the essentialism trap. International Theory, 15(3), 428-444. https://doi.org/10.1017/S1752971923000131

Buzan, B., & Little, R. (2001). Why International Relations has failed as an intellectual project and what to do about it. Millennium: Journal of International Studies, 30(1), 19-39. https://doi.org/10.1177/0305829 8010300010401

Cohen, R. (2001). The great tradition: the spread of diplomacy in the ancient world. Diplomacy & Statecraft, 12(1), 23-38. https://doi.org/10.1080/09592290108406186

Crawford, R.M.A., & Jarvis, D.S.L. (Ed.). (2001). International relations - still an American social science? New York: SUNYPress.

De Carvalho, B., Lopez, J.C., & Leira, H. (Ed.). (2021). Routledge handbook of historical international relations. New York: Routledge.

Dobrzycki, W. (2007). Historia stosunkdw mi^dzynarodowych 1815-1945. Warszawa: Wydanie Nowe.

Dunne, T., Hansen, L., & Wight, C. (2013). The end of international relations theory? European Journal of International Relations, 19(3), 405-425. https://doi.org/10.1177/1354066113495485

Eun, Y. (2020). Going beyond parochialism and fragmentation in the study of international relations. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315161334

Fudan erudite and international politics and international relations series: contemporary history of international relations. (2013). Fudan University Press.

Galganek, A. (2015). Historia stosunkdw mi^dzynarodowych. Warszawa: ELIPSA.

Hoffman, M. (1987). Critical theory and the inter-paradigm debate. Millennium: Journal of International Studies, 16(2), 231-250. https://doi.org/10.1177/03058298870160022801

Hoffmann, S. (1959). International relations: the long road to theory. World Politics, 11(3), 346-377.  https://doi.org/10.2307/2009198

Holsti, H. (1985). The dividing discipline: hegemony and diversity in international theory. London: Allen and Unwin.

Lakatos, I. (1980). The methodology of scientific research programmes. Vol. 1. Philosophical papers. Cambridge: Cambridge University Press.

Morgenthau, H.J. (1978). Politics among nations: the struggle for power and peace. New York: Alfred A. Knopf.

Neumann, I.B. (2012). At home with the diplomats: inside a European foreign ministry. Ithaca: Cornell University Press. https://doi.org/10.7591/cornell/9780801449932.001.0001

Reus-Smit, Ch., & Snidal, D. (Ed.). (2010). The Oxford handbook of international relations. Oxford: Oxford University Press.

Rosenberg, J. (2016). International relations in the prison of political science. International Relations, 30(2), 127-153. https://doi.org/10.1177/0047117816644662

Said, E. (1979). Orientalism. London: Penguin Books.

Saraiva, J.F.S. (2007). Histdria das Relagoes Internacionais Contemporaneas. Editora Saraiva. https://doi.org/10.47695/hegemonia.vi1.10

Scoville, R.M. (2019). Unqualified ambassadors. Duke Law Journal, 71, 71-196.

Shahi, D. (2023). Global IR research programme. Palgrave Macmillian. https://doi.org/10.1007/978-3-031-39121-7

Shani, G. (2008). Toward a post-Western IR: The Umma, Khalsa Panth, and critical international relations theory. International Studies Review, 10(4), 722-734. https://api.semanticscholar.org/CorpusID:144544477

Smith, S. (2000). The discipline of international relations: still an American social science? British Journal of Politics and International Relations, 2(3), 374-402. https://doi.org/10.1111/1467-856X.00042

Waver, O. (1998). The sociology of a not so international discipline: American and European developments in international relations. International Organization, 52(4), 687-727. https://doi.org/10.1162/002081898550725

Xuetong, Yan. (2016). Political leadership and power redistribution. The Chinese Journal of International Politics, 9(1), 1-26. https://doi.org/10.1093/cjip/pow002

Содержание номера № 5, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Чугров С. В.,
Журналу «Вестник МГУ. Серия 25. Международные отношения и мировая политика» пять лет . – Полис. Политические исследования. 2014. №5

Торкунов А. В.,
Международные исследования: хаос или плюрализм?. – Полис. Политические исследования. 2019. №5

Лебедева М. М., Зиновьева Е. С.,
Методы нейронауки при изучении мировой политики. – Полис. Политические исследования. 2023. №5

Лебедева М. М., Мельвиль А. Ю.,
Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей 130. – Полис. Политические исследования. 1999. №4

Худайкулова А. В.,
Современные международные отношения: импликации нового контекста взаимозависимости . – Полис. Политические исследования. 2005. №6

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
5 2006


Рогозин Д. М.
Мультиперспективный дискурс-анализ, или о вреде излишнего рвения

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991