Религиозные националисты в Палестине и в Израиле:
возвращение на авансцену?
Звягельская И. Д.,
Доктор исторических наук, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Россия, zvyagel@imemo.ru
elibrary_id: 71360 | ORCID: 0000-0002-5937-9997 | RESEARCHER_ID: AAZ-6716-2020
Дата поступления статьи: 2024.07.01. Принята к печати: 2024.08.13
DOI: 10.17976/jpps/2024.06.07
EDN: SJUPIC
Звягельская И. Д. Религиозные националисты в Палестине и в Израиле: возвращение на авансцену? – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 91-103. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.07. EDN: SJUPIC
Статья посвящена рассмотрению становления и эволюции религиозного национализма как одного из драйверов палестино-израильского конфликта. В ней уделено внимание истории вопроса, в частности укреплению этнонациональных движений в Палестине в период Британского мандата с упором на процессы зарождения национализма в арабском обществе. Палестинская проблема, которая до сих пор не нашла своего политического решения, исходно представляла собой столкновение двух этнических групп в борьбе за создание собственной государственности, а затем переросла в конфликт Государства Израиль, с одной стороны, и палестинского национального движения, поддерживаемого арабскими странами, с другой. Новая война в Газе акцентировала особую роль, которую с обеих сторон играют в настоящее время религиозные националисты. Религиозный компонент всегда, хотя и в разной степени, присутствовал в качестве важной отсылки в дискурсе различных националистических сил (либеральных, правых, социалистических). После войны 1967 г. он получил новый импульс, который ему придала израильская оккупация арабских земель. Процессы радикализации сопровождались усиленной исламизацией политических программ палестинских организаций и иудаизацией подходов (религиозные сионисты) ряда израильских политических партий. Военное противостояние между ХАМАС и Израилем дает дополнительный материал для анализа религиозного национализма на современном этапе, его роли в создании взаимоисключающих нарративов и радикальных практик, направленных на расширение границ и формирование образа “чужого”.
Возможно, Вас заинтересуют:
Крылов А. В., Морозов В. М.,
Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму?. – Полис. Политические исследования. 2018. №4
Кандель П. Е.,
Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире . – Полис. Политические исследования. 1994. №6
Миллер А. И.,
Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой исследовательской парадигме) . – Полис. Политические исследования. 1995. №6
Мчедлова М. М., Казаринова Д. Б.,
Вызов пандемии COVID-19 и религия: онтология vs политика. – Полис. Политические исследования. 2021. №4
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2