Имидж регионов и индекс историко-культурного наследия:
Алтайский край и Республика Алтай
Чернышов Ю. Г.,
Доктор исторических наук, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, ashpi@yandex.ru
elibrary_id: 72748 | ORCID: 0000-0003-0516-7486 | RESEARCHER_ID: I-1137-2015
Дерендяева А. Д.,
Кандидат исторических наук, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
elibrary_id: 763945 | ORCID: 0009-0005-4621-8974 | RESEARCHER_ID: JRE-8492-2023
Дата поступления статьи: 2024.02.20. Принята к печати: 2024.07.03
DOI: 10.17976/jpps/2024.06.10
EDN: PYEYEF
Чернышов Ю. Г., Дерендяева А. Д. Имидж регионов и индекс историко-культурного наследия: Алтайский край и Республика Алтай. – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 140-153. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.10. EDN: PYEYEF
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00822.
Проведение эффективной имиджевой политики в условиях конкуренции регионов за привлечение ресурсов становится важным фактором успешного развития потенциала территории, к которому относятся среди прочего сохранение и продвижение историко-культурного наследия. Для того чтобы адекватно оценить и использовать этот потенциал, следует выработать универсальные методы его оценки. Авторы статьи предпринимают попытку создать методику оценки имиджа региона с фокусировкой на историко-культурном наследии территории. В качестве эмпирического материала привлечены результаты опроса экспертов, проведенного в мае 2023 г. учеными Алтайского государственного университета в двух субъектах РФ — Алтайском крае и Республике Алтай. Полученные данные легли в основу Индекса, в котором учтены рейтинги разных групп символов регионов, а также оценки и рекомендации экспертов по поводу использования историко-культурного наследия. Представленный в статье “пилотный проект” Индекса содержит три части: 1) ассоциативный ряд о каждом регионе; 2) рейтинги историко-культурных символов, графически встроенные в “шестиугольник”; 3) практические рекомендации и сопоставительный анализ от экспертов. Авторы считают, что полученный индекс выполняет свои задачи, так как по каждому региону получена картина, позволяющая адекватно оценить особенности ситуации и сделать практические выводы о том, как можно эффективнее проводить имиджевую политику с использованием имеющегося историко-культурного потенциала.
Список литературы
Беспалова Н.Н. 2010. Использование историко-культурного потенциала Алтая для формирования туристического имиджа региона. Имидж страны/региона как стратегия интеграции России и АТР в XXI веке. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. С. 130-132. EDN: TYFTGW.
Дроздова Ю.А. 2021. Имидж региона в стратегии развития территории. Волгоград: Волгоградский институт управления. EDN: NTWYGX.
Замятин Д.Н. 2020. Геокультурный брендинг городов и территорий: от теории к практике. СПб.: Алетейя. https://doi.org/10.23681/597175. EDN: VJKVWK.
Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. 2013. Под ред. И.А. Василенко. М.: Международные отношения. EDN: TJNIIR.
Кирюнин А.Е. 2000. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом “Университет”.
Колоткин М.Н. 2015. Имидж Горного Алтая: поиски и сравнения. Социальные процессы в современной Западной Сибири. Вып. 16. С. 119-122. EDN: ULSNBV.
Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. 2017. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территории. Экономика. Профессия. Бизнес. № 4. С. 42-48. EDN: ZIWQJT.
Назукина М.В. 2020. Институционализация этничности в политике российских республик: концептуальный анализ. Полис. Политические исследования. № 3. С. 78-92. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.06. EDN: FXIPLH.
Пархоменко Т.А. 2024. Дискурсы об историко-культурном наследии в современном мире (XX- XXI вв.). М.: Институт Наследия.
Родькин П.Е. 2020. Брендинг территорий: городская идентичность и дизайн. М.; Берлин: Директ-Медиа. EDN: FUXBYA.
Чернышов Ю.Г., Дерендяева А.Д. 2024. Формирование имиджей “реорганизованных регионов” в Российской Федерации (по материалам опросов экспертов в Алтайском крае и Республике Алтай). Политическая наука. № 1. С. 155-177. http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.01.06. EDN: EQTPQF.
Anholt, S. (2009). Branding places and nations. In R. Clifton, & A. Sameena (Ed.), Brands and Branding (pp. 206-216). New York: Bloomberg Press.
Bourdieu, P. (1977). Outline of a theory of practice. New York: Cambridge University Press.
Bhadha, H.K. (1994). The location of culture. London: Routledge.
Graham, B.J. (2000). A geography of heritage: power, culture, and economy. London, New York: Oxford University Press.
Halbwachs, M. (1997). La mdmoire collective. Paris: Albin Michel.
Lumley, R. (2008). The debate on heritage reviewed. In G. Corsane (Ed.), Heritage, Museums and Galleries: An Introductory Reader (pp. 15-26). Aldershot: Ashgate.
Smith, M.K. (2003). Issues in cultural tourism studies. London: Psychology Press.
Rusen, J. (1994). Historische Orientierung: uber die Arbeit des Geschichtsbewusstseins, sich in der Zeit zurechtzuinden. Koln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag.
Возможно, Вас заинтересуют:
Федоров Г. М.,
Российская Федерация в Балтийском регионе: политические отношения и экономическое развитие в 1992-2017 гг.. – Полис. Политические исследования. 2018. №3
Симония Н. А.,
Новые стратегические факторы в борьбе за модернизацию России. – Полис. Политические исследования. 2014. №3
Назукина М. В.,
Регионализм в «посланиях» глав субъектов РФ: дискурсивный аспект. – Полис. Политические исследования. 2022. №2
Распопов Н. П.,
Социально-политическая стабильность региона - субъекта РФ . – Полис. Политические исследования. 1999. №3
Суслов Д. В.,
В жанре “социологии региона” (Россия и страны Балтии: комплексное исследование). – Полис. Политические исследования. 2004. №1