GR-менеджмент и публичная политика

GR-менеджмент и публичная политика


Сморгунов Л. В.,

Доктор философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, l.smorgunov@spbu.ru


elibrary_id: 208776 | ORCID: 0000-0002-2581-2975 | RESEARCHER_ID: H-4986-2013

Дата поступления статьи: 2024.04.25. Принята к печати: 2024.06.06


DOI: 10.17976/jpps/2024.06.12
EDN: QSNVYP


Правильная ссылка на статью:

Сморгунов Л. В. GR-менеджмент и публичная политика. – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 170-178. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.12. EDN: QSNVYP


Аннотация

Стимулом к размышлению о состоянии взаимодействия бизнеса с органами публичной власти явилась монография “GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии” (Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. М.: Прометей, 2024.). В статье отмечается созвучие содержания книги тенденции развития профессиональной сферы GR (Government Relations) в современном обществе с рыночной экономикой. Методологически содержание книги основано на концепции групп интересов в политике, когда взаимодействие бизнеса с органами публичной власти описывается в системе политического управления функционально-стратегически (лоббизм), микротактически (лоббирование) и технологически-процессуально (GR-менеджмент). Монография отталкивается от идей конфликтного взаимодействия бизнеса и государства и ориентации GR-менеджмента на достижение прибыльности компании и получения политической ренты. Однако данная трактовка аксиологии бизнеса, как показано в статье, является недостаточной и вступает в противоречие с современным пониманием капитализма как “стейкхолдеровского” и “инклюзивного”, при котором прибыль, хотя и является целью бизнеса, подчиняется общественным ценностям. Отсюда не лоббирование (одностороннее влияние на процесс принятия публичных решений), а корпоративная публичная политика (социально ответственное и партнерское поведение бизнеса) является стратегической ориентацией GR-менеджмента. При таком взаимодействии бизнеса и власти на первый план выходит коммуникация как поиск взаимосогласованных позиций в публичной политике.

Ключевые слова
бизнес, государство, группы интересов, лоббизм, лоббирование, GR-менеджмент, политическое управление, стейкхолдеровский капитализм, корпоративная публичная политика, коммуникация.


Список литературы

GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии. Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. 2024. М.: Прометей.

Исследование ключевых тенденций и особенностей работы GR-специалистов. 2024. М.: Baikal Communications Group. https://b-c-g.ru/wp-content/uploads/2024/02/B-C-G-RESEARCH-2.pdf (accessed 23.04.2024).

Публичная политика: институты, цифровизация, развитие. 2018. Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Аспект Пресс. EDN: YWHICD.

Сморгунов Л.В. 2024. Обоснование политического выбора: от вероятности и институтов к коммуникации. Полис. Политические исследования. № 2. С. 80-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.07. EDN: VYKYYH.

Castels, M. (2013). Communication Power. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press.

Freeman, R.E., Kirsten, M., & Parmar, B. (2007). Stakeholder Capitalism. Journal of Business Ethics, 74(4), 303-314. https://doi.org/10.1007/s10551-007-9517-y

Jong de, M. (2021). Inclusive capitalism. The emergence of a new purpose paradigm in economics and business administration and its implications for public policy. Global Public Policy and Governance, 1(2), 159-174. https://doi.org/10.1007/s43508-021-00020-z

Kihlstrom, A. (2020). Communicative legitimacy: Habermas and democratic welfare work. New York: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54949-7

Содержание номера № 6, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Богатуров А. Д.,
Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России . – Полис. Политические исследования. 2011. №4

Беляева Н. Ю.,
Развитие концепта публичной политики: внимание «движущим силам» и управляющим субъектам. – Полис. Политические исследования. 2011. №3

Петров С. И.,
Государственное управление и политические сети. – Полис. Политические исследования. 2014. №4

Семененко И. С.,
Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст . – Полис. Политические исследования. 2000. №3

Морозова Е. В.,
Управление изменениями как проблема политического менеджмента. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991