GR-менеджмент и публичная политика
Сморгунов Л. В.,
Доктор философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, l.smorgunov@spbu.ru
elibrary_id: 208776 | ORCID: 0000-0002-2581-2975 | RESEARCHER_ID: H-4986-2013
Дата поступления статьи: 2024.04.25. Принята к печати: 2024.06.06
DOI: 10.17976/jpps/2024.06.12
EDN: QSNVYP
Сморгунов Л. В. GR-менеджмент и публичная политика. – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 170-178. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.12. EDN: QSNVYP
Стимулом к размышлению о состоянии взаимодействия бизнеса с органами публичной власти явилась монография “GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии” (Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. М.: Прометей, 2024.). В статье отмечается созвучие содержания книги тенденции развития профессиональной сферы GR (Government Relations) в современном обществе с рыночной экономикой. Методологически содержание книги основано на концепции групп интересов в политике, когда взаимодействие бизнеса с органами публичной власти описывается в системе политического управления функционально-стратегически (лоббизм), микротактически (лоббирование) и технологически-процессуально (GR-менеджмент). Монография отталкивается от идей конфликтного взаимодействия бизнеса и государства и ориентации GR-менеджмента на достижение прибыльности компании и получения политической ренты. Однако данная трактовка аксиологии бизнеса, как показано в статье, является недостаточной и вступает в противоречие с современным пониманием капитализма как “стейкхолдеровского” и “инклюзивного”, при котором прибыль, хотя и является целью бизнеса, подчиняется общественным ценностям. Отсюда не лоббирование (одностороннее влияние на процесс принятия публичных решений), а корпоративная публичная политика (социально ответственное и партнерское поведение бизнеса) является стратегической ориентацией GR-менеджмента. При таком взаимодействии бизнеса и власти на первый план выходит коммуникация как поиск взаимосогласованных позиций в публичной политике.
Список литературы
GR-менеджмент бизнес-организаций в современной России. Комплексный анализ и прикладные технологии. Под ред. А.А. Дегтярева, А.С. Тетерюка. 2024. М.: Прометей.
Исследование ключевых тенденций и особенностей работы GR-специалистов. 2024. М.: Baikal Communications Group. https://b-c-g.ru/wp-content/uploads/2024/02/B-C-G-RESEARCH-2.pdf (accessed 23.04.2024).
Публичная политика: институты, цифровизация, развитие. 2018. Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Аспект Пресс. EDN: YWHICD.
Сморгунов Л.В. 2024. Обоснование политического выбора: от вероятности и институтов к коммуникации. Полис. Политические исследования. № 2. С. 80-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.07. EDN: VYKYYH.
Castels, M. (2013). Communication Power. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press.
Freeman, R.E., Kirsten, M., & Parmar, B. (2007). Stakeholder Capitalism. Journal of Business Ethics, 74(4), 303-314. https://doi.org/10.1007/s10551-007-9517-y
Jong de, M. (2021). Inclusive capitalism. The emergence of a new purpose paradigm in economics and business administration and its implications for public policy. Global Public Policy and Governance, 1(2), 159-174. https://doi.org/10.1007/s43508-021-00020-z
Kihlstrom, A. (2020). Communicative legitimacy: Habermas and democratic welfare work. New York: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54949-7
Возможно, Вас заинтересуют:
Богатуров А. Д.,
Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России . – Полис. Политические исследования. 2011. №4
Беляева Н. Ю.,
Развитие концепта публичной политики: внимание «движущим силам» и управляющим субъектам. – Полис. Политические исследования. 2011. №3
Петров С. И.,
Государственное управление и политические сети. – Полис. Политические исследования. 2014. №4
Семененко И. С.,
Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст . – Полис. Политические исследования. 2000. №3
Морозова Е. В.,
Управление изменениями как проблема политического менеджмента. – Полис. Политические исследования. 2010. №2