Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи
Дейнека О. С.,
Доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, osdeyneka@yandex.ru
elibrary_id: 114587 | ORCID: 0000-0001-8224-2190 | RESEARCHER_ID: K-2093-2018
Аверьянова С. А.,
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, aver-psy@yandex.ru
Максименко А. А.,
Доктор социологических наук, кандидат психологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, maximenko.al@gmail.com
elibrary_id: 775397 | ORCID: 0000-0003-0891-4950 |
Дата поступления статьи: 2024.02.26. Принята к печати: 2024.09.23

DOI: 10.17976/jpps/2025.02.06
EDN: ABEGKT
Дейнека О. С., Аверьянова С. А., Максименко А. А. Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи. – Полис. Политические исследования. 2025. № 2. С. 78-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.02.06. EDN: ABEGKT
Исследование посвящено изучению образа идеального (социально одобряемого) губернатора в среде российской молодежи посредством оценки эффективности его деятельности, личностных качеств и коммуникации в блогах. С применением авторских экспресс-методов проведено онлайн-исследование респондентов в возрасте 18-35 лет в 2022 и 2024 гг. (дополнительно в качестве контрольной группы в 2024 г. опрошены 223 человека старше 36 лет) — с учетом политических ценностей респондентов и степени их зависимости от социальных сетей. Результаты показали, что образ идеального губернатора у молодежи окрашен качествами морального и функционального авторитета, требования к которому в 2024 г. повысились. Деятельность губернаторов оценивается в большей степени по результатам их работы (особенно в области социальной поддержки населения, развития промышленности и инфраструктуры), а не по политической ориентации и эффективности коммуникации в блоге. Тем не менее качество политической коммуникации в блогосфере имеет значение для молодежи, особенно проявляющей зависимость от социальных сетей. Предпочтения и оценка эффективности коммуникации губернатора в блоге связаны также с политическими ценностями респондентов. Зависимость от социальных сетей оказалась выше у молодежи, чем у представителей старшего поколения, но к 2024 г. она снизилась в сравнении с 2022 г. Полученные оригинальными психологическими методами данные не противоречат результатам других авторов и могут быть использованы в практической деятельности, в частности в мониторинге образа региональной власти на фоне новых вызовов в жизни страны.
Список литературы
Аверьянова С.А. 2022. Эффективность коммуникации губернаторов в блогосфере. Научные исследования молодых ученых. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. С. 254-258. EDN: NGUCQN.
Артемов Г.П. 2000. Политическая социология. Курс лекций. СПб.: СПбГУ.
Бард А., Зодерквист Я. 2004. №Юкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма”. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге.
Беркович М.И., Духанина Л.Н., Максименко А.А., Надуткина И.Э. 2019. Восприятие коррупции как социально-экономического феномена населением региона: структурный аспект. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 2. С. 161-178. https://doi.org/10.15838/esc.2019.2.62.10. EDN: FDKFYG.
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. 2017. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей. Социально-гуманитарные знания. № 8. С. 28-41. EDN: ZGZKPN.
Быков И.А. 2013. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. EDN: RAVKFB.
Галумов Э.А. 2005. Имидж против имиджа. М.: Известия.
Дейнека О.С. 2015. Опыт эмпирических исследований политического и экономического сознания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. № 3. С. 13-26. EDN: VCQPSR.
Добрынина Е.П. 2012. Политико-психологический анализ региональной власти: личность и роль губернатора. Дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QFWMHR.
Дукин Р.А. 2015. Коммуникация через социальные медиа как атрибут современной политической деятельности. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 56. С. 23-30. EDN: VBIBHB.
Егорова-Гантман Е.В. 1994. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Общество “Знание” России.
Жестков М.И. 2013. Содержание образов власти в современной России (политико-психологический анализ). Дисс... канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QXVBMG.
Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. 2021. YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 3. С. 7-21. EDN: OTRLQK.
Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ НИУ ВШЭ.
Крыштановская О.В. 2019. Элита в сетях: новые формы обратной связи в цифровую эпоху. Цифровая социология. № 2. С. 4-11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-2-4-11. EDN: JVOGDL.
Максименко А.А., Зайцев А.В., Дейнека О.С., Зябликов А.В., Ахунзянова Ф.Т. 2024. Оценка населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов в интернет-диалоге “власть — общество”. Регионология. Т. 32. № 2. С. 217-241.
Малиновский С.С. 2013. Политическая коммуникация в рунете как фактор российского политического процесса. Дисс. ... канд. полит наук. М.: НИУ ВШЭ. EDN: SUVROT.
Матюсова А.И. 2022. Личностные особенности представителей губернаторского корпуса России: политико-психологическое исследование. Дисс. . канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QKEVPY.
Палитай И.С., Данилова А.С. 2020. Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 54. С. 252-262. https://doi.org/10.17223/1998863X/54/23. EDN: SQYCQH.
Петренко В.Ф., Митина О.В. 2018. Политическая психология. Психосемантический подход. М.; Челябинск: Социум.
Рогач Н.Н. 2022. Представления об идеальном политическом лидере как фактор восприятия реальных политиков. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.
Романович Н.А. 2009. Идеальный и реальный образы власти. Социология. № 4. С. 231-240.
Солонько И.В. 2011. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Концептуал. EDN: SCHBSX.
Степкин Ю.П. 1976. Исследование авторитета личности как социально-психологического явления. Дисс. . канд. психол. наук. Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова.
Суздальцева В.Н. 2017. Образ власти в современных российских СМИ: вербальный аспект. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: LBTHDN.
Толпышева В.Ф. 2022. Коммуникационные особенности позиционирования российских политиков в блогосфере: магистерская диссертация. Томск: . URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vital:17355
Филатова О.Г. 2020. Главы субъектов РФ в блогах и социальных сетях: тренды коммуникаций начала 2010-х и 2020-х гг. Южно-российский журнал социальных наук. Т. 21. № 2. С. 26-41. EDN: HHPNZZ.
Хабибулин Р.К. 2015. Характеристики авторитета российской государственной власти в сознании граждан. Дисс. . канд. психол. наук. СПб: СПбГУ. EDN: TAOEFU.
Чечулин А.В., Бабенко В.А., Степанова Е.А., Иванова В.М. 2023. Блогосфера как специфическая среда цифровой коммуникации. Управленческое консультирование. № 4. С. 81-92.
Щекина И.А. 2015. Блоги губернаторов: коммуникативные возможности и имиджевые риски. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. № 3. С. 174-177. EDN: VWNBRZ.
Щербинина Н.Г. 2010. Политический образ и имидж: соотношение понятий. Политический маркетинг. № 4. С. 71-78. EDN: VJMHQJ.
Шестопал Е.Б. 1995. Образ власти в России: желание и реальность (политико-психологический анализ). Полис. Политические исследования. № 4. С. 86-97. EDN: EQVRVD.
Шестопал Е.Б. 2002. Психология восприятия власти. М.: Социально-политическая мысль.
Шестопал Е.Б. 2019. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993-2018). Полис. Политические исследования. № 1. С. 9-20. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.02. EDN: YTAQPR.
Шубин С.Б. 2020. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований. Педагогика и психология образования. № 3. С. 173-191. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-173-191. EDN: JDCWBI.
Юрьев А.И. 2003. Состав, структура, функции изменяющегося образа России в мире глобальных изменений. “Северо-Запад России: окно в глобальный мир”. Материалы круглого стола “Образ России: новый контекст” от 14 ноября 2003 г. СПб. С. 501-517.
Andreassen, C.S., Torsheim, T., Brunborg, G.S., & Pallesen, S. (2012). Development of a Facebook[1] addiction scale. Psychological Reports, 110, 501-517. https://doi.org/10.2466/02.09.18.PR0.110.2.501-517
Hermann, M. (1986). What is political psychology? In M. Hermann (Ed.), Political Psychology: Contemporary Problems and Issues (pp. 1-10). San Francisco: Jossey-Bass.
Riva, G., Wiederhold, B.K., & Cipresso, P. (2016). The psychology of social networking: personal experience in online communities. Vol. 1: Personal experience in online communities. Warsaw: De Gruyter Open. https://doi.org/10.1515/9783110473780
Wu, Sh., Hofman, J.M., Mason, W.A., & Watts, D.J. (2011). Who says what to whom on Twitter. Proceedings of the 20th international conference on World wide web. Hyderabad, India, March 28 - April 1. 705-711. https://doi.org/10.1145/1963405.1963504
[1] Деятельность социальной сети запрещена на территории РФ (20.06.2022).
Возможно, Вас заинтересуют:
Калинин К. О.,
Факторы электорального спроса на российском политическом рынке (На примере выборов губернатора Волгоградской области). – Полис. Политические исследования. 2006. №3
Вишневский Б. Л.,
Петербургский избирательный “марафон” и его уроки. – Полис. Политические исследования. 2000. №4
Сироткина Е. В., Карандашова С. А.,
Лояльность элит и выборы глав регионов: роль предвыборных конфликтов в исходе голосования. – Полис. Политические исследования. 2017. №6
Сунгуров А. Ю.,
Экспертное сообщество, фабрики мысли и власть: опыт трех регионов. – Полис. Политические исследования. 2014. №2
Шестопал Е. Б.,
Оценка гражданами личности лидера. – Полис. Политические исследования. 1997. №6