Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи

Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи


Дейнека О. С.,

Доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, osdeyneka@yandex.ru


elibrary_id: 114587 | ORCID: 0000-0001-8224-2190 | RESEARCHER_ID: K-2093-2018

Аверьянова С. А.,

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, aver-psy@yandex.ru

Максименко А. А.,

Доктор социологических наук, кандидат психологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, maximenko.al@gmail.com


elibrary_id: 775397 | ORCID: 0000-0003-0891-4950 |

Дата поступления статьи: 2024.02.26. Принята к печати: 2024.09.23


DOI: 10.17976/jpps/2025.02.06
EDN: ABEGKT


Правильная ссылка на статью:

Дейнека О. С., Аверьянова С. А., Максименко А. А. Образ идеального губернатора в глазах российской молодежи. – Полис. Политические исследования. 2025. № 2. С. 78-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.02.06. EDN: ABEGKT


Аннотация

Исследование посвящено изучению образа идеального (социально одобряемого) губернатора в среде российской молодежи посредством оценки эффективности его деятельности, личностных качеств и коммуникации в блогах. С применением авторских экспресс-методов проведено онлайн-исследование респондентов в возрасте 18-35 лет в 2022 и 2024 гг. (дополнительно в качестве контрольной группы в 2024 г. опрошены 223 человека старше 36 лет) — с учетом политических ценностей респондентов и степени их зависимости от социальных сетей. Результаты показали, что образ идеального губернатора у молодежи окрашен качествами морального и функционального авторитета, требования к которому в 2024 г. повысились. Деятельность губернаторов оценивается в большей степени по результатам их работы (особенно в области социальной поддержки населения, развития промышленности и инфраструктуры), а не по политической ориентации и эффективности коммуникации в блоге. Тем не менее качество политической коммуникации в блогосфере имеет значение для молодежи, особенно проявляющей зависимость от социальных сетей. Предпочтения и оценка эффективности коммуникации губернатора в блоге связаны также с политическими ценностями респондентов. Зависимость от социальных сетей оказалась выше у молодежи, чем у представителей старшего поколения, но к 2024 г. она снизилась в сравнении с 2022 г. Полученные оригинальными психологическими методами данные не противоречат результатам других авторов и могут быть использованы в практической деятельности, в частности в мониторинге образа региональной власти на фоне новых вызовов в жизни страны.

Ключевые слова
образ губернатора, блогосфера, цифровые коммуникации, эффективность деятельности губернатора, оценка качеств личности губернатора, блог губернатора, российская молодежь.


Список литературы

Аверьянова С.А. 2022. Эффективность коммуникации губернаторов в блогосфере. Научные исследования молодых ученых. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение. С. 254-258. EDN: NGUCQN.

Артемов Г.П. 2000. Политическая социология. Курс лекций. СПб.: СПбГУ.

Бард А., Зодерквист Я. 2004. №Юкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма”. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге.

Беркович М.И., Духанина Л.Н., Максименко А.А., Надуткина И.Э. 2019. Восприятие коррупции как социально-экономического феномена населением региона: структурный аспект. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 2. С. 161-178. https://doi.org/10.15838/esc.2019.2.62.10. EDN: FDKFYG.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. 2017. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей. Социально-гуманитарные знания. № 8. С. 28-41. EDN: ZGZKPN.

Быков И.А. 2013. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. EDN: RAVKFB.

Галумов Э.А. 2005. Имидж против имиджа. М.: Известия.

Дейнека О.С. 2015. Опыт эмпирических исследований политического и экономического сознания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. № 3. С. 13-26. EDN: VCQPSR.

Добрынина Е.П. 2012. Политико-психологический анализ региональной власти: личность и роль губернатора. Дисс. ... канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QFWMHR.

Дукин Р.А. 2015. Коммуникация через социальные медиа как атрибут современной политической деятельности. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 56. С. 23-30. EDN: VBIBHB.

Егорова-Гантман Е.В. 1994. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Общество “Знание” России.

Жестков М.И. 2013. Содержание образов власти в современной России (политико-психологический анализ). Дисс... канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QXVBMG.

Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. 2021. YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 3. С. 7-21. EDN: OTRLQK.

Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ НИУ ВШЭ.

Крыштановская О.В. 2019. Элита в сетях: новые формы обратной связи в цифровую эпоху. Цифровая социология. № 2. С. 4-11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-2-4-11. EDN: JVOGDL.

Максименко А.А., Зайцев А.В., Дейнека О.С., Зябликов А.В., Ахунзянова Ф.Т. 2024. Оценка населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов в интернет-диалоге “власть — общество”. Регионология. Т. 32. № 2. С. 217-241.

Малиновский С.С. 2013. Политическая коммуникация в рунете как фактор российского политического процесса. Дисс. ... канд. полит наук. М.: НИУ ВШЭ. EDN: SUVROT.

Матюсова А.И. 2022. Личностные особенности представителей губернаторского корпуса России: политико-психологическое исследование. Дисс. . канд. полит. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: QKEVPY.

Палитай И.С., Данилова А.С. 2020. Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 54. С. 252-262. https://doi.org/10.17223/1998863X/54/23. EDN: SQYCQH.

Петренко В.Ф., Митина О.В. 2018. Политическая психология. Психосемантический подход. М.; Челябинск: Социум.

Рогач Н.Н. 2022. Представления об идеальном политическом лидере как фактор восприятия реальных политиков. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Романович Н.А. 2009. Идеальный и реальный образы власти. Социология. № 4. С. 231-240.

Солонько И.В. 2011. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Концептуал. EDN: SCHBSX.

Степкин Ю.П. 1976. Исследование авторитета личности как социально-психологического явления. Дисс. . канд. психол. наук. Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова.

Суздальцева В.Н. 2017. Образ власти в современных российских СМИ: вербальный аспект. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. EDN: LBTHDN.

Толпышева В.Ф. 2022. Коммуникационные особенности позиционирования российских политиков в блогосфере: магистерская диссертация. Томск: . URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vital:17355

Филатова О.Г. 2020. Главы субъектов РФ в блогах и социальных сетях: тренды коммуникаций начала 2010-х и 2020-х гг. Южно-российский журнал социальных наук. Т. 21. № 2. С. 26-41. EDN: HHPNZZ.

Хабибулин Р.К. 2015. Характеристики авторитета российской государственной власти в сознании граждан. Дисс. . канд. психол. наук. СПб: СПбГУ. EDN: TAOEFU.

Чечулин А.В., Бабенко В.А., Степанова Е.А., Иванова В.М. 2023. Блогосфера как специфическая среда цифровой коммуникации. Управленческое консультирование. № 4. С. 81-92.

Щекина И.А. 2015. Блоги губернаторов: коммуникативные возможности и имиджевые риски. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. № 3. С. 174-177. EDN: VWNBRZ.

Щербинина Н.Г. 2010. Политический образ и имидж: соотношение понятий. Политический маркетинг. № 4. С. 71-78. EDN: VJMHQJ.

Шестопал Е.Б. 1995. Образ власти в России: желание и реальность (политико-психологический анализ). Полис. Политические исследования. № 4. С. 86-97. EDN: EQVRVD.

Шестопал Е.Б. 2002. Психология восприятия власти. М.: Социально-политическая мысль.

Шестопал Е.Б. 2019. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993-2018). Полис. Политические исследования. № 1. С. 9-20. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.02. EDN: YTAQPR.

Шубин С.Б. 2020. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований. Педагогика и психология образования. № 3. С. 173-191. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-173-191. EDN: JDCWBI.

Юрьев А.И. 2003. Состав, структура, функции изменяющегося образа России в мире глобальных изменений. “Северо-Запад России: окно в глобальный мир”. Материалы круглого стола “Образ России: новый контекст” от 14 ноября 2003 г. СПб. С. 501-517.

 

Andreassen, C.S., Torsheim, T., Brunborg, G.S., & Pallesen, S. (2012). Development of a Facebook[1] addiction scale. Psychological Reports, 110, 501-517. https://doi.org/10.2466/02.09.18.PR0.110.2.501-517

Hermann, M. (1986). What is political psychology? In M. Hermann (Ed.), Political Psychology: Contemporary Problems and Issues (pp. 1-10). San Francisco: Jossey-Bass.

Riva, G., Wiederhold, B.K., & Cipresso, P. (2016). The psychology of social networking: personal experience in online communities. Vol. 1: Personal experience in online communities. Warsaw: De Gruyter Open. https://doi.org/10.1515/9783110473780

Wu, Sh., Hofman, J.M., Mason, W.A., & Watts, D.J. (2011). Who says what to whom on Twitter. Proceedings of the 20th international conference on World wide web. Hyderabad, India, March 28 - April 1. 705-711. https://doi.org/10.1145/1963405.1963504

 

[1] Деятельность социальной сети запрещена на территории РФ (20.06.2022).

 

Содержание номера № 2, 2025

Возможно, Вас заинтересуют:


Калинин К. О.,
Факторы электорального спроса на российском политическом рынке (На примере выборов губернатора Волгоградской области). – Полис. Политические исследования. 2006. №3

Вишневский Б. Л.,
Петербургский избирательный “марафон” и его уроки. – Полис. Политические исследования. 2000. №4

Сироткина Е. В., Карандашова С. А.,
Лояльность элит и выборы глав регионов: роль предвыборных конфликтов в исходе голосования. – Полис. Политические исследования. 2017. №6

Сунгуров А. Ю.,
Экспертное сообщество, фабрики мысли и власть: опыт трех регионов. – Полис. Политические исследования. 2014. №2

Шестопал Е. Б.,
Оценка гражданами личности лидера. – Полис. Политические исследования. 1997. №6

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2025      2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991