Политика и образование:
историческая традиция и современные трансформации
Гуторов В. А.,
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и философии политики факультета политологии СПбГУ, gut-50@mail.ru
elibrary_id: 72442 | ORCID: 0000-0001-8063-2558 | RESEARCHER_ID: F-7724-2013
DOI: 10.17976/jpps/2015.01.02
Гуторов В. А. Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации. – Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 9-29. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.01.02
Цель настоящей статьи состоит в подведении итогов плодотворной и многообразной дискуссии, посвященной влиятельной интеллектуальной традиции анализа политики и образования в их взаимодействии. Инициированная идеями Платона, Аристотеля, Конфуция, она развивалась в философии Макиавелли, Руссо, В. фон Гумбольдта, Эмерсона, Дьюи вплоть до настоящего времени. Все представители этой традиции признавали и значение публичного образования, и саму необходимость воспитания подрастающего поколения либо в целях воспроизводства социального порядка, либо для его радикальной трансформации. Современная политическая философия не составляет исключения в формировании такого подхода. Последние несколько десятилетий свидетельствуют об оживлении интереса к проблеме гражданства и к тому особому вкладу, который различные типы образовательных институтов – такие как школы и университеты – вносят в процесс создания гарантий защиты гражданских и политических прав. Недавние философские дебаты о гражданстве и образовании между сторонниками глобализации и неолиберального мирового порядка и решительными противниками подобных перспектив примечательны в том отношении, что они отражают серьезную озабоченность, связанную с политическими, культурными и социальными условиями в современном мире. Автор формулирует свою собственную позицию в отношении продолжающихся дискуссий о политике и образовании, проводя детальный анализ недавно появившихся концепций гражданского и политического образования, цель которых состоит в усилении демократической традиции в современном обществе. Наиболее важной работой в этом плане является книга Д. Дьюи «Демократия и образование» и ее последующие интерпретации в разнообразных политических и образовательных теориях (Н. Хомский, Р.М. Унгер и др.). Они свидетельствуют о том, что каждая модель демократии нуждается в особого рода образовательном обосновании.
Список литературы
В качестве дополнительного источника рекомендуем перейти в раздел флеш игры бродилки на сайте www.igroflash.ru.
Возможно, Вас заинтересуют:
Гуторов В. А.,
Образование в современном политико-теоретическом дискурсе (библиографический обзор). – Полис. Политические исследования. 2019. №3
Кочетков А. П.,
Национальное государство в условиях глобализации. – Полис. Политические исследования. 2014. №4
Еремеев С. Г.,
Образование в современной политической повестке дня. – Полис. Политические исследования. 2015. №1
Неклесса А. И.,
Непрерывный плебисцит. Генетика гражданского общества. – Полис. Политические исследования. 2013. №2
Капустин Б. Г.,
Тезисы о политической философии. – Полис. Политические исследования. 2010. №2