Риторика политического лидера как индикатор значимости Другого. США и КНР в выступлениях президентов РФ (2000-2015 гг.)
Малинова О. Ю.,
доктор философских наук, профессор, профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, omalinova@mail.ru
elibrary_id: 197217 | ORCID: 0000-0002-2754-8055 | RESEARCHER_ID: J-7893-2015
DOI: 10.17976/jpps/2016.02.03
Малинова О. Ю. Риторика политического лидера как индикатор значимости Другого. США и КНР в выступлениях президентов РФ (2000-2015 гг.). – Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 21-37. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.02.03
В статье рассматриваются нерешенные теоретические проблемы, связанные с понятием Другого – внешней по отношению к Я группы, в диалогическом сопоставлении с которой осуществляется идентификация Я. Данное понятие описывает фундаментальное, но чрезвычайно разноликое явление, которое нуждается в дифференциации и классификации. Автор утверждает, что решение многих теоретических споров, связанных с образом Другого, – в частности вопроса о факторах его значимости для конституирования Я, – лежит в эмпирической плоскости и связано с систематическим анализом социальных практик, существенным элементом которых является соотнесение с конкретными внешними группами. Одним из “полигонов” для изучения механизмов реализации символических функций Другого и факторов, обусловливающих его значимость, может служить политическая риторика. Разделяемые представления о внешних Других являются не только неотъемлемым элементом механизма конструирования макрополитических идентичностей, но и инструментом символической политики как публичной деятельности, связанной с производством и продвижением различных способов видения социальной реальности. В частности, они активно используются для легитимации властных решений. В статье демонстрируется, каким образом изучение способов репрезентации Других в контексте оправдания и оспаривания политического курса позволяет оценить их значимость. Предложена методика анализа, опирающаяся на теоретические догадки зарубежных и отечественных исследователей относительно факторов значимости Другого. Она включает “ручное” кодирование и подсчет частоты использования(качественный контент-анализ) фреймов, используемых для репрезентации Другого. Возможности данной методики демонстрируются на примере сравнительного анализа ссылок на Американского и Китайского Другого в выступлениях президентов РФ в контексте легитимации политического курса.
Возможно, Вас заинтересуют:
Кирчанов М. В.,
Образ Китая как идеологического Другого в СМИ Индонезии. – Полис. Политические исследования. 2024. №1
Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4
Малинова О. Ю.,
Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Балакина Ю. В.,
Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах. – Полис. Политические исследования. 2023. №4
Крестинина Е. С.,
Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества. – Полис. Политические исследования. 2011. №4