Поиск национальной модели развития:
обращение к архаике
Степанянц М. Т.,
Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. сектором восточных философий, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», Институт философии РАН, marietta@iph.ras.ru
elibrary_id: 105429 |
DOI: 10.17976/jpps/2016.06.04
Степанянц М. Т. Поиск национальной модели развития: обращение к архаике . – Полис. Политические исследования. 2016. № 6. С. 37-51. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.06.04
Архаизация в идеологии и политике оценивается неоднозначно. Доказательством тому служит пример Индии, известной светским характером своего политического курса. Политика премьер-министра Нарендры Моди отчетливо архаична, что проявляется в его риторике и используемых методах, приводящих к межрелигиозной и межкастовой напряженности. С другой стороны, взятый Моди курс на “развитие” ценой отказа от курса на “равенство”, проводимого ранее правящей партией, демонстрирует впечатляющие успехи. Архаика выступает не как самоцель, а как мобилизационная сила в проведении модернизации без утраты национальной идентичности. Возможные результаты могут быть как положительными (ускорение экономического роста и выход в авангард экономически мощных мировых держав), так и отрицательными (утверждение диктаторского режима, опирающегося на индусский национализм). Архаизация современного социально-политического пространства вызывается одновременно внутриполитическими причинами и кризисом глобалистской модели модернизации. Поиск национальных моделей модернизации обуславливает обращение к архаике. Идеологический архаизм, выполняющий мобилизационную роль (как это наблюдалось в гандизме), далеко не всегда позитивен. Часто встречается противоположный эффект – разогрев националистических страстей до шовинизма (нацизм, террористический исламизм). Политический архаизм несет в себе риски утверждения диктаторских режимов, экономический может стать препятствием на пути внедрения новых технологий и способов производства. Объединение усилий наций, формирующих мировое сообщество посредством межкультурного взаимодействия, способствует становлению философии, дающей глобальный взгляд на прошлое, настоящее и будущее планеты.
Список литературы
Брагина Е.А. 2014. Индия: итоги выборов и новая расстановка политических сил. – Международная жизнь. № 2. С. 132‑142.
Ганди М.К. 1969. Альтернатива индустриализации. – Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука. 613 с.
Ганди М.К. 1969. “Хинд сварадж”, или индийское самоуправление”. – Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука. 613 с.
Ту Веймин. 2002. Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии. – Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. M.: Московская школа политических исследований. C. 237‑251.
Федотова В.Г. 2013. Кризис модернизации и архаизация общества. – Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 309‑313.
Сhatterjeе M. 1983. Gandhi’s Religious Thought. Notre Dame. Indiana: University of Notre Dame Press. 194 p.
Dоke J.J. 1967. M.K. Gandhi – an Indian Patriot in South-Africa. Delhi. 116 p.
Gandhi M.K. 1952. Rebuilding Our Villages. Ahmedabad: Navajivan Publishing House. 125 p.
Marino A. 2014. Narendra Modi. A Political Biography. Noida: HapperCollins Publishers India. 332 p.
Возможно, Вас заинтересуют:
Лапкин В. В.,
«Модернизация» и «капитализм»: переосмысляя современное развитие. – Полис. Политические исследования. 2012. №6
Федорова М. М.,
Традиционализм как антимодернизм . – Полис. Политические исследования. 1996. №2
Кульпин Э. С.,
Глобализирующийся мир и политическая модернизация. – Полис. Политические исследования. 2013. №3
Лавренов С. Я., Слизовский Д. Е.,
Центральная зона традиционных ценностей общества. – Полис. Политические исследования. 2013. №1
Ибрагимова К. А., Барабанов О. Н.,
Право на развитие: инновации как глобальное достояние. – Полис. Политические исследования. 2020. №2