Население и бизнес:
дефицит доверия, его причины и последствия
Козырева П. М.,
доктор социологических наук, первый зам. директора Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; зав. центром лонгитюдных обследований Института социальной политики, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, pkozyreva@isras.ru
elibrary_id: 346897 | ORCID: 0000-0002-3034-8521 | RESEARCHER_ID: F-2538-2014
Смирнов А. И.,
Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела исследования динамики социальной адаптации, Институт социологии РАН ФНИСЦ РАН, smir_al@bk.ru
elibrary_id: 678594 | ORCID: 0000-0001-7078-6203 |
DOI: 10.17976/jpps/2017.01.06
Козырева П. М., Смирнов А. И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия. – Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 53-69. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.01.06
В статье анализируются проблемы, от решения которых во многом зависит повышение доверия между бизнесом и населением как одного из ключевых факторов формирования в стране благоприятной предпринимательской среды. Основное внимание уделяется исследованию проблем, сдерживающих рост доверия населения к малому и среднему бизнесу, который рассматривается в качестве главного средства, способного обеспечить экономический рост в условиях исчерпанности экспортно-сырьевой модели экономического развития. Анализ опирается на данные “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)”. Исследование показало, что, несмотря на заметные позитивные сдвиги, отмеченные в последнее десятилетие, уровень доверия населения к частным предприятиям остается довольно низким, а их сотрудники меньше доверяют своему руководству, чем занятые в госсекторе. Дефицит доверия становится одной из причин низкой предпринимательской активности россиян, сохранения социальной напряженности в обществе, неприязненных отношений между бедными и богатыми. Экономический кризис, оказывая негативное влияние на повседневную жизнь граждан, их настроения, представления и установки, усугубляет ситуацию и создает дополнительные барьеры, препятствующие укреплению доверия между бизнесом и населением. Неудовлетворенность ходом реформ, озабоченность проблемами социального неравенства, своим бедственным положением обусловливают сохранение ориентации граждан на обеспечение ведущей роли государства в осуществлении социально-ориентированной экономической политики. В то же время государству не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения и бизнеса. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, правоохранителей, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. Одним из эффективных, но непопулярных пока в России путей укрепления доверия между населением и бизнесом выступает развитие социального предпринимательства. Наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, совершенствовании механизма государственного управления экономикой.
Список литературы
VII Гайдаровский форум. Экспертная дискуссия “Россия в кризисе: политические риски 2016 года”. 2016. Доступ: http://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/conferences/ vii_gaidarovskii_forum_2016 (проверено 28.11.2016).
Анисимов Р.И. 2016. Трансформация экономической составляющей жизненного мира (конец 1980-х – середина 2010-х гг.). – Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х – середина 2010-х гг.). Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЦСП и М. С. 51‑68.
Белянин А.В., Зинченко В.П. 2010. Доверие в экономике и общественной жизни. М.: Фонд “Либеральная миссия”. 164 с.
Богатуров А.Д. 2011. Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 8‑19.
Делягин М.Г. 2008. Государство между народом и бизнесом. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 134‑147.
Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. 2013. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф. 328 с.
О чем мечтают россияне: идеал и реальность. Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. 2013. М.: Весь Мир. 400 с.
Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян. 2006. М.: Наука. 392 с.
Трофимова И. Н. 2015. Доверие общественным и политическим институтам. – Российское общество и вызовы времени. Книга вторая. Отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. М.: Весь Мир. 432 с.
Фукуяма Ф. 2004. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Пер. с англ. М.: АСТ; Ермак. 730 с.
Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Гоголева А.С. 2010. Социальная организация российского бизнеса сквозь призму социальных механизмов трудоустройства. – Мир России. № 4. С. 69‑103.
Юм Д. 1996. Исследование о человеческом познании. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль. С. 5‑169.
Яковенко Д. 2016. Известный банкир и сельский врач. – Эксперт. № 9. С. 13‑17.
Coleman J. 1988. Social Capital in The Creation of Human Capital. – American Journal of Sociology. Vol. 94. P. 95‑120.
Возможно, Вас заинтересуют:
Козырева П. М., Смирнов А. И.,
Доверие в нестабильном российском обществе. – Полис. Политические исследования. 2019. №5
Вайнштейн Г. И.,
Демографический фактор эволюции «социального государства» в Европе. – Полис. Политические исследования. 2012. №6
Мусихин Г. И.,
Модели современного капитализма в новой политэкономии: между наукой и идеологией . – Полис. Политические исследования. 2009. №3
Люблинский В. В.,
Политическое измерение социального неравенства и бедности (сравнительный опыт). – Полис. Политические исследования. 2015. №5
Садовая Е. С.,
Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. №4