"Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству: история и современность

"Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству:
история и современность


Зонова Т. В.,

доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России, zonova‑tatiana@mail.ru


elibrary_id: 523555 |

Райнхардт Р. О.,

кандидат экономических наук, доцент, МГИМО МИД России, Москва, Россия, don.reinhardt@mail.ru


elibrary_id: 836589 | ORCID: 0000-0002-0890-8844 | RESEARCHER_ID: F-3523-2016


DOI: 10.17976/jpps/2017.02.12
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Зонова Т. В., Райнхардт Р. О. "Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству: история и современность. – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 170-182. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.12


Аннотация

Статья посвящена анализу институциональных аспектов переговорного процесса ЕС и США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Исходная гипотеза сводится к признанию того, что длительный характер переговоров и их закрытость по отношению к широкой публике обусловлены прежде всего содержательной частью повестки и позициями некоторых стран. В то же время серьезное препятствие на пути переговоров – несогласованность действий отдельных исполнительных органов Европейского союза. Авторы раскрывают природу межведомственной конкуренции, которая часто становится внутренней проблемой национальных систем экономической дипломатии. Проблема склонна проявляться как в рутинной работе задействованных структур, так и в процессе согласования и принятия решений по масштабным торгово- политическим сделкам. На современном этапе подобное явление наблюдается и на национальном уровне, и в рамках интеграционных объединений; в данном случае речь идет о несовершенстве механизмов согласования вопросов между институтами и органами ЕС по вопросам ТТИП. Будучи с 2013 г. наиболее актуальным пунктом трансатлантического диалога, ТТИП имеет длительную предысторию. Авторы последовательно описывают ее основные этапы – подписание Трансатлантической декларации (1990 г.), Новой трансатлантической повестки (1995 г.), создание Трансатлантического экономического партнерства (1998 г.) и Трансатлантического экономического совета (2007 г.), делая акцент на организационном формате взаимодействия американских и европейских властей, предусмотренном соответствующими соглашениями. Нынешние переговоры по ТТИП рассматриваются в реалиях “постлиссабонской” Европы, обеспечившей более широкие полномочия верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности и учредившей Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Это было призвано консолидировать экономико-дипломатический комплекс ЕС. В описываемой области, однако, речь идет о функционировании в рамках институтов ЕС практически невзаимосвязанных каналов коммуникации с американскими контрагентами при относительно слабой вовлеченности европейских дипломатов в данный процесс. По мнению авторов, подобная рассогласованность действий создает дополнительные препятствия на пути достижения консенсуса по ТТИП. 

Ключевые слова
ТТИП; дилемма Киссинджера; экономическая дипломатия Европейского союза; Европейская служба внешних действий; Европейская комиссия; трансатлантический диалог; европейская политика США.


Список литературы

Алексеева Т.А., Лебедева М.М. 2016. Что происходит с теорией международных отношений. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 29-43. DOI: https:///doi.org/10.17976/jpps/2016.01.03

Зонова Т.В. 2013. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс. 348 с.

Кузнецов И.И. 2014. ФРГ: проблемы стратегического выбора между Трансатлантической зоной свободной торговли и Трансатлантическим торгово-ин­вестиционным партнерством. – Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. № 3-4. С. 103-116.

Медведева М.Б. 2016. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и интересы его участников: противоречивое единство. – Банковские услуги. № 3. С. 2-5.

Пташкина М.Г. 2015. Правила происхождения товаров в переговорах о Транс- атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. – Российский внешнеэко­номический вестник. № 6. С. 72-83.

Райнхардт Р.О. 2015. К вопросу о терминологии в исследованиях экономической дипломатии. – Право и управление. XXI век. № 4. С. 112-117.

Райнхардт Р.О., Астахов Е.М. 2013. Перспективы применения количественных методов в исследованиях микроэкономической дипломатии. – Эконометрические методы в исследовании глобальных экономических процессов. Научно-практическая конференция. С. 173-180.

Сидоров А.А. 2016. Трансатлантическая интеграция и проблемы конкурентоспо­собности развитых стран. – Вестник МГИМО-Университета. № 3. С. 249-257.

Хохлов И.И., Сидорова Е.А. 2014. Наднациональность в политике Европейского союза. М.: Международные отношения. 304 с.

Чугров С.В. 2002. Глобализация, модернизация или интернационализация? (Заметки на полях статьи П. Ратленда). – Мировая экономика и международные от­ношения. № 4. С. 19-21.

Büter C. 2013. Außenhandel: Grundlagen internationaler Handelsbeziehungen. Wiesbaden: Springer Gabler Verlag. 429 S.

De Ville F., Siles-Brugge G. 2016. TTIP: The Truth about the Transatlantic Trade and Investment Partnership. Cambridge: Polity Press. 160 p. DOI: https://doi.org/10.14361/9783839434123

Economic Diplomacy: Economic and Political Perspectives. 2011. Ed. by P. van Bergeijk, M. Okano-Heijmans, J. Melissen. Leiden: Martinus Nijhoff. 229 p.

Hamilton D. 2014. The Geopolitics of TTIP: Repositioning the Transatlantic Relationship for a Changing World. Washington: Center for Transatlantic Relations SAIS. 170 p.

Lorz O., Siebert H. 2014. Außenwirtschaft. Stuttgart: UTB GmBH. 312 S.

Morin J.-F., Novotná T., Ponjaert F., Telò M. 2016. The Politics of Transatlantic Trade Negotiations: TTIP in a Globalized World. N.Y.: Routledge. 256 p.

Pollack M. 2003. The Political Economy of the Transatlantic Partnership. Fiesole: European University Institute. 99 p.

Ramsteck W. 2009. Strukturreformen der deutschen und britischen Aussenwirtschaftsförderung in Zeiten der Globalisierung: die Rolle staatlicher und gesellschaftlicher Einflussfaktoren. – Aussenwirtschaft. No. 3. S. 223-251.

Rudenkova D.E. 2016. European Union Participation in Negotiations on Transatlantic Trade and Investment Partnership. – Сравнительная политика. No. 3. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-61-70

Ruel H. 2012. Commercial Diplomacy and International Business: A Conceptual and Empirical Exploration. Bingley: Emerald Group Publishing Limited. 291 p. DOI: https://doi.org/10.1108/S1877-6361(2012)9

The Foreign Policy of the European Union. 2010. Ed. by F. Bindi. Washington: Brookings Institution Press. 367 p.

The New Economic Diplomacy: Decision-Making and Negotiation in International Economic Relations. 2007. Ed. by N. Bayne, S. Woolcock. Aldershot: Ashgate. 391 p.

The Top 10 Myths about TTIP. 2015. Brussels: European Commission. 19 p.

Vaudano M. 2015. Docteur TTIP et Mister Tafta: Que nous réserve vraiment le traité transatlantique Europe/Etats-Unis? Paris: Les Petits Matins. 150 p.

 

Woolcock S. 2011. EU Economic Diplomacy: Factors Shaping Common Action. – The Hague Journal of Diplomacy. No. 1-2. P. 83-99. DOI: https://doi.org/10.1163/187119111X576949 

Содержание номера № 2, 2017
Статья посвящена анализу институциональных аспектов переговорного процесса ЕС и США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Исходная гипотеза сводится к признанию того, что длительный характер переговоров и их закрытость по отношению к широкой публике обусловлены прежде всего содержательной частью повестки и позициями некоторых стран. В то же время серьезное препятствие на пути переговоров – несогласованность действий отдельных исполнительных органов Европейского союза. Авторы раскрывают природу межведомственной конкуренции, которая часто становится внутренней проблемой национальных систем экономической дипломатии. Проблема склонна проявляться как в рутинной работе задействованных структур, так и в процессе согласования и принятия решений по масштабным торгово- политическим сделкам. На современном этапе подобное явление наблюдается и на национальном уровне, и в рамках интеграционных объединений; в данном случае речь идет о несовершенстве механизмов согласования вопросов между институтами и органами ЕС по вопросам ТТИП. Будучи с 2013 г. наиболее актуальным пунктом трансатлантического диалога, ТТИП имеет длительную предысторию. Авторы последовательно описывают ее основные этапы – подписание Трансатлантической декларации (1990 г.), Новой трансатлантической повестки (1995 г.), создание Трансатлантического экономического партнерства (1998 г.) и Трансатлантического экономического совета (2007 г.), делая акцент на организационном формате взаимодействия американских и европейских властей, предусмотренном соответствующими соглашениями. Нынешние переговоры по ТТИП рассматриваются в реалиях “постлиссабонской” Европы, обеспечившей более широкие полномочия верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности и учредившей Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Это было призвано консолидировать экономико-дипломатический комплекс ЕС. В описываемой области, однако, речь идет о функционировании в рамках институтов ЕС практически невзаимосвязанных каналов коммуникации с американскими контрагентами при относительно слабой вовлеченности европейских дипломатов в данный процесс. По мнению авторов, подобная рассогласованность действий создает дополнительные препятствия на пути достижения консенсуса по ТТИП. 

&rft.issue=2&rft.spage=170&rft.epage=182&rft.tpage=170-182&rft.number=&rft.year=2017&rft.issn=0321-2017&rft.shorttitle=Полис. Политические исследования&rft.subject=ТТИП; дилемма Киссинджера; экономическая дипломатия Европейского союза; Европейская служба внешних действий; Европейская комиссия; трансатлантический диалог; европейская политика США&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.politstudies.ru%3A&rft.date=2017&rft.au=Татьяна Владимировна Зонова&rft.au=Роман Отмарович Райнхардт">

Возможно, Вас заинтересуют:


Арбатова Н. К.,
Стратегическая автономия Европейского союза: реальность или благое пожелание?. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Извлечения ,
Европейская Хартия местного самоуправления и ее значение . – Полис. Политические исследования. 1998. №4

Арбатова Н. К.,
Безопасность ЕС: микроагрессия с макропоследствиями. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Давыдов Ю. П., Шульце П. В., Альбрехт У. , Фогт К. , Гринин В. , Эрлер Г. , Зарицкий Б. Е., Пенкин А. Ф., Шпангер Х. , Караганов С. А., Максименко В. И., Кожокин Е. М., Старовойто Г. В., Виноградов И. , Новиков В. И.
Европейская безопасность в меняющемся мире: российско-германский аспект (Международная конференция) . – Полис. Политические исследования. 1993. №4

Арбатова Н. К.,
Отношения Евросоюза с США и НАТО: дилеммы евроатлантизма. – Полис. Политические исследования. 2024. №4

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
1 2007


Рогозин Д. М.
Фамильное гражданство молодежи Северного Кавказа

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991