Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.)
Палитай И. С.,
Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики, факультет политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8321532@gmail.com
elibrary_id: 708065 | ORCID: 0000-0001-9932-562X | RESEARCHER_ID: V-5569-2018
DOI: 10.17976/jpps/2018.02.11
Палитай И. С. Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.). – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 150-162. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.11
Формируемые в массовом сознании политические образы влияют не только на отношение граждан к политическим событиям и объектам восприятия, но и на их политическое поведение. В силу того, что современная политика все в большей степени становится виртуальной, нельзя недооценивать влияние средств массовой коммуникации на формирование политических образов. Контекстуальный фактор, включающий в себя ситуативные изменения, происходящие на политической арене как внутри страны, так и за ее пределами, определяет содержание поступающей из СМИ информации, на базе которой формируются политические образы в массовом сознании. В статье предпринята попытка анализа трансформации коммуникативных образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit, т.е. в течение периода с 2014 по 2017 гг. Поскольку главными экономическими партнерами этой страны выступают США и страны Евросоюза, материалом для проведения контент-анализа послужили основные новостные каналы этих стран: американские CNN и FOX News, а также европейские Euronews и France24. По разработанной на кафедре социологии и психологи политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова методологии было проведено исследование с целью сравнить коммуникативные образы власти и политических лидеров Великобритании по шкалам “сила – слабость”, “привлекательность – непривлекательность”, “активность – пассивность” до и после Brexit. Исследование обнаружило, что образ британской власти, независимо от страновой принадлежности СМИ, претерпел незначительные изменения, чего нельзя сказать об образе Д. Кэмерона, который с начала 2014 г. по июль 2016 г. стал слабее, пассивнее и менее привлекательным в европейских СМИ, а после заявления об отставке – и в американских. Для содержательной структуры образа Т. Мэй как в европейских, так и в американских СМИ характерно существенное преобладание позитивных деловых характеристик. Результаты, получаемые в ходе подобного рода исследований, не только дают представление об актуальном образе, транслируемом СМИ, но также позволяют выявить и психологические механизмы его формирования, и пределы влияния СМИ на устойчивые ментальные структуры граждан. На практике такие данные позволяют властям формировать имиджевую и информационную стратегию государства.
Список литературы
Дилеммы Британии: поиск путей развития. 2014. Под ред. А.А. Громыко, Е.В. Ананьевой. М.: Весь Мир. 480 с.
Зверев А.Л., Палитай И.С., Рогозарь А.И., Смулькина Н.В. 2016. Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 40-54. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.05
Маклюен М. 2004. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский: Канон-пресс-Ц. 462 с.
Образы власти в постсоветской России. 2004. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Алетейя. 535 с.
Образы российской власти. 2009. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН. 416 с.
Палитай И.С. 2016. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах. – Политическая наука. Спецвыпуск. С. 193-203.
Психология политического восприятия в современной России. 2012. Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: РОССПЭН. 423 с.
Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России. 2015. Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: АРГАМАК-МЕДИА. 420с.
Brader T., Marcus G.E. 2013. Emotion and Political Psychology. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 165-204.
Britishness: Perspectives on the Britishness Question. 2009. Ed. by A. Gamble, T. Wright. Oxford: Wiley-Blackwell. 182 p.
Bruner J.S., Postman L. 1949. Perception Cognition and Behavior. – Journal of Personality. Vol. 18. No. 1. P. 14-31.
Caprara G.V., Vecchione M. 2013. Personality Approaches to Political Behavior. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 23-58.
Chong D. 2013. Degrees of Rationality in Politics. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 96-129.
Crigler A.N. 1996. The Psychology of Political Communication. Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press. 262 p.
Greenstein F.J. 2004. Can Personality and Politics Be Studied Systematically? – Political Psychology: Key Readings. Ed. by J.T. Jost and J. Sidanius. N.Y.: Taylor & Francis Books. P. 108-123.
Herrmann R.K. 2013. Perception and Image Theory in International Relations. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 334-363.
Kauders D. 2016. Understanding Brexit Options: What future for Britain? London: Sparkling Books. 144 p.
Osgood Ch. 1962. Studies on Generality of Affective Meaning System. – American Psychologist. Vol. 17 (1). P. 10-28.
Redlawsk D.P., Lau R.R. 2013. Behavioral Decision-Making. – The Oxford Handbook
of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 130-164.
Valentino N.A., Nardis Y. 2013. Political Communication: Form and Consequence Of The Information Environment. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 559-590.
Возможно, Вас заинтересуют:
Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н.,
Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера. – Полис. Политические исследования. 2020. №4
Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4
Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5
Огнёва Ю. И., Калмыков Н. Н.,
Экспертное мнение: запросы к идеальному политику в России. – Полис. Политические исследования. 2017. №1
Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.,
Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. 2016. №3