Православный радикализм: политическая доктрина “Христианского братства борьбы”

Православный радикализм:
политическая доктрина “Христианского братства борьбы”


Тесля А. А.,

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана, Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, mestr81@gmail.com


elibrary_id: 616154 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.05.05

Правильная ссылка на статью:

Тесля А. А. Православный радикализм: политическая доктрина “Христианского братства борьбы”. – Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 43-56. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.05


Аннотация

Интенсификация и радикализация русской политической жизни в период революции 1905 г. вызвала к жизни целый ряд оригинальных попыток пересмотреть устоявшееся положение православной церкви в Российской империи и в целом переосмыслить роль религии в политике. Особенное место в ряду этих попыток занимает “Христианское братство борьбы” – православная политическая организация, возникшая в Москве в 1905 г. по инициативе В.П. Свенцицкого. В основе политической христианской доктрины Братства лежит противопоставление Церкви и государства, причем, в отличие от целого ряда других синхронных доктрин, в этом противопоставлении за государством признается “божественная” природа, однако относящаяся к “естественному” порядку, миру языческому (но не лишенному благодати). Вслед за учением Вл. Соловьева мировой процесс осмысляется как “богочеловеческий” и процесс “обожения”, при этом не имеющий посюстороннего завершения. Тем самым оба порядка, и порядок Церкви (как порядок безвластия), и порядок государства синхронны, и задача Церкви – жить в пределах государства будучи свободной от него, воздавая ему то, что ему принадлежит по праву, что не противоречит Церкви – и в то же время стремясь преобразовать мир христианским образом в той мере, в какой это осуществимо. Поскольку природа государства – языческая, Церковь должна оставаться вечно “Церковью воинствующей”, примирение с государством означает примирение с несовершенством, недостаток веры – и, следовательно, впадение в грех. Историческое значение Братства – отчетливая постановка вопросов христианской политики и возможных способов политического действия для Церкви в условиях позднемодерного политического сообщества.

 

Ключевые слова
реформация; современное православие; христианская политика; христианский социализм; Христианское братство борьбы.


Список литературы

Балакшина Ю.В. 2015. Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный кон- текст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 424 с.

Бердяев Н.А. 1998. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+. 400 с.


Бердяев Н.А. 1999. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+. 464 с.

Булгаков С.Н. 1991. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Под ред. В.Н. Акулинина. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 350 с.


Булгаков С.Н. 1997. Труды по социологии и теологии. В 2-х т. Т. 2: Статьи и работыр азных лет. 1902-1942. М.: Наука. 826 с.


Волков С.А. 2000. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М.: Издательство гуманитарной литературы. 608 с.


Давыдов Ю.Н. 1997. Христианская аскеза и трудовая этика. С. Булгаков и М. Вебер. – Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. М.: Наука. С. 797-815.

Евлампиев И.И. 2003. С.Н. Булгаков: pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 1. СПб.: РХГИ. 1000 с.

Евлогий (Георгиевский). 1994. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 621 с.

Кейдан В.И. 1997. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиоз- ных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна и др. М.: Школа “Языки русской культуры”. 752 с.

Колеров М.А. 2002. Idealismus militans: история и общественный смысл сборника “Проблемы идеализма”. – Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М.: Модест Колеров, “Три квадрата”. С. 61-224.

Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. 2017. Царь и Революция. Под ред. М.А. Колерова. М.: Common place. 172 с.

Плотников Н.С. 2002. Философия “Проблем идеализма”. – Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. Под ред. М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, “Три квадра- та”. С. 5-60.

Полунов А.Ю. 2013. Личность на фоне империи: К.П. Победоносцев в восприятии творческой интеллигенции рубежа XIX-XX вв. – Человек и личность в истории России. Конец XIX-XX в. Материалы международного коллоквиума. СПб: Нестор-история. С. 123-133.

Розанов В.В. 2000. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 11. Последние листья. Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика. 382 с.

Розанов В.В. 2009. О нужде и неизбежности нового религиозного сознания. – Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в ма- териалах и документах. В 3-х т. Т. 1: 1907-1909. М.: Русский путь. С. 73-82.

Свенцицкий В.П. 2010. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908. М.: Даръ. 752 с.

Свенцицкий В.П. 2008. Собрание сочинений. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). М.: Даръ. 800 с.

Скиннер К. 2018. Истоки современной политической мысли. В 2-х т. Т. 2: Эпоха Реформации. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС. 568 с.

Тесля А.А. 2015. “Последний из ‘отцов’”: Биография Ивана Аксакова. СПб.: Владимир Даль. 799 с.

Тесля А.А. 2017. Русский консерватор: о системе политических воззрений К.П. Победоносцева 1870-1890-х годов. – Социологическое обозрение. Т. 16. No 1. С. 151-172. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2017-1-151-172

Тесля А.А. 2018. Русские беседы: Уходящая натура. М.: РИПОЛ-классик. 400 с.

Трубецкой Е.Н. 1995. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х т. М.: Московский Философский фонд; Издательство “Медиум”.

Чертков С.В. Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах. М.: Кучково поле; Спасское дело, 2017. 472 с.

Эткинд А. 2013. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение. 644 с. 

 

Содержание номера № 5, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Дискуссия ,
Социалистическое видение современности, или Современное видение социализма. Как истолковать кризис социализма? Нужна ли новая парадигма и почему? Социализм-коммунизм versus демократический социализм. Кризис социального государства, крах реального социа. – Полис. Политические исследования. 1994. №5

Тимофеева Л. Н.,
Метаморфозы российской реформации глазами философа и гражданина . – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Малиновская Е. А.,
Православие в Центральной Азии: истоки и современность. – Полис. Политические исследования. 2008. №2

Оганисьян Ю. С.,
Социализм как первая стадия капитализма. Опыт постсоветской России. – Полис. Политические исследования. 2013. №3

Красин Ю. А.,
Величие и трагизм советского «эксперимента». – Полис. Политические исследования. 2017. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2019


Межуев Б. В.
Турция, Россия и Европа с позиции “цивилизационного реализма”

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991