Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах
Черныш М. Ф.,
Доктор социологических наук, ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, mfche@yandex.ru
elibrary_id: 235258 |
Хэ И. ,
Доктор философии (PhD), Пекинский технологический университет, Пекин, КНР, shredfn@126.com
DOI: 10.17976/jpps/2021.03.08
Черныш М. Ф., Хэ И. Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах. – Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 111-128. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.08
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Академии общественных наук Китая в рамках научного проекта №19-511-93003. Авторы благодарят Ивченкову М.С., старшего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН, за помощь в подготовке статьи.
Справедливость рассматривается в классических работах как набор универсальных принципов, применимых к анализу любого общества. Этот подход развивается, в частности, в работах Джона Ролза, определяющего главные принципы справедливости с помощью “нулевой социальной позиции”. Индивид, находящийся в этой позиции тотальной изоляции от внешнего мира и лишенный выраженных социальных характеристик, словно заново конструирует справедливый социальный порядок. Амартья Сен подверг этот подход критике, полагая, что представления о социальной справедливости могут варьироваться в широких пределах в зависимости от общества, в котором живет человек, а также от той социальной группы, к которой он принадлежит. В статье делается предположение, что социальная справедливость реализуется через набор принципов и практик, имеющих в основании как специфическое, исторически обусловленное начало, так и универсальное, общечеловеческое содержание. Эффективность этого подхода демонстрируется авторами в ходе сравнения представлений о социальной справедливости в китайской и российской общественной мысли. Справедливость, в разные эпохи понимаемая по-разному, широко обсуждалась в Древнем Китае как необходимое условие гармоничного устроения общества. В ранних работах Конфуция – как полное равенство, в поздних – как распределение по заслугам, с учетом разделения труда и места в социальной иерархии. В российской общественной мысли само понятие справедливости появилось в тот момент, когда российское государство приблизилось к современности, когда в российское общество проникли идеи социального равенства и достоинства человеческой личности. Общим для столь разных подходов к справедливости является понимание того, что принципы справедливости и их реализация не только и не столько определяются универсалистской идеалтипической моделью гражданской нации и правового государства, но в значительной степени зависят от установившихся в обществе отношений господства, отношений между государем (верховной властью) и подданными. В обеих культурах “благожелательность” высшей власти, ее способность заботиться о населении рассматривается как важнейшее условие справедливости и важнейший принцип социальной гармонии.
Список литературы
Гайденко П. 2012. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Центр гуманитарных инициатив. 320 с.
Кистяковский Б.А. 1999. Философия и социология права. СПб.: РХГИ. 800 с.
Ленин В.И. 1973. Полное собрание сочинений. 5-е издание. Т. 16. М.: Издательство политической литературы. 698 с.
Никитин А. 1986. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л.: Наука. Ленинградское отделение. 213 с.
Печерская Н.В. 2001. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 132-146.
Радищев А.Н. 2013. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: Азбука. 288 с.
Ролз Дж. 1995. Теория справедливости. Новосибирск: Издательство НГУ. 532 с.
Сен А. 2016. Идея справедливости. М.: Издательство Института Гайдара; Фонд “Либеральная Миссия”. 520 с.
Юрганов А.Л. 1998. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС. 448 c.
杨国荣.《中国传统“公”、“正”、“公正”观念的析义与扬弃》.朱贻庭主编.《与孔子对话:儒家的公 正与民生思想》.上海:上海辞书出版社.2012.第1-10页. [Ян Гожун. 2012. Чжунго чуаньтун “гун”, “чжэн”, “гунчжэн” гуаньнянь дэ си и юй янци (Анализ традиционных китайских концептов “общественный”, “правда” и “справедливость” в Аналектах Конфуция). Юй кунцзы дуйхуа: жуцзя дэ гунчжэн юй миньшэн сысян (Диалог с Конфуцием: Конфуцианская справедливость и средства к существованию людей. Под ред. Чжу Итин. Шанхай: Шанхайское лексикографическое издательство. 2012. С. 1-10)].
赵昆.《孔子公正思想论析》.《齐鲁学刊》.2016.第6期.第5-9页 [Чжао Кунь. 2016. Кунцзы гунчжэн сысян луньси. – Цилу Сюэкан (Анализ размышлений Конфуция о справедливости. – Академический журнал Цилу. 2016. № 6. С. 5-9)].
孔子.《论语》.北京:中华书局.2016年 [Кунцзы. 2016. Луньюй (Аналекты Конфуция. Пекин: Издательство “Чжунхуа”)].
錢穆.《論語新解》.北京.2002 [Цянь Му. 2002. Кунцы синьцзе (Толкование Аналектов Конфуция. Пекин)].
杨伯峻、杨逢彬.《论语译注》.长沙:岳麓书社.2009. [Ян Боцзюнь, Ян Фэнбинь. 2009. Луньюй ичжу (Комментарии к Аналектам Конфуция. Чаньша: Юэлу)].
程树德.《论语集释》.北京: 中华书局.1990年 [Чэн Шудэ. 1990. Луньюй цзиши (Объяснения Аналектов Конфуция. Пекин: Чжунхуа)].
胡平生、张萌.《礼记》. 北京:中华书局.2017年 [Ху Пиншэн, Чжан Мэн. 2017. Ли Цзы. (“Книга ритуалов”). Пекин: Чжунхуа)].
何怀宏.《正义在中国:历史的与现实的——一个初步的思路》.《公共行政评论》.第1期.2011年.第2-15 页 [Хэ Хуайхун. 2011. Чжан и цзай Чжунго: лишидэ юй сяньшиде – игэ чубу дэ сылу. – Гунгун синчжэн пинлунь (Справедливость в Китае: история и реалии – первые идеи. – Государственное управление. № 1. С. 2-5)].
荀子.《荀子》.北京: 中华书局.2015年. [Сюнь-цзы. 2015. Сюнь-цзы (Сюнь-цзы. 2015. Пекин: Чжунхуа.)].
王世舜 译注.《尚书》.北京: 中华书局.2011年 [аннотация Ван Шишунь. 2011. Шу-цзин (Шу-цзин. Пекин: Чжунхуа)].
黄玉顺.《荀子的社会正义理论》.《社会学研究》.第3期.2012年.第135-141页 [Хуан Юйшунь. 2012. Сюнь-цзы дэ шэхуэй лилунь. – Шэхуэйсюэ яньцзю (Теория социальной справедливости в Сюнь-цзы. – Социологические исследования. № 3. С. 135-141)].
何蓉.《中国历史上的“均”与社会正义观》.《社会学研究》.第5期.2014年.第140-164页. [Хэ Жун. 2014. Чжунго лишишан ву “цзюнь” юй шэхуэй чжэн и гуань. – Шэхуэйсюэ яньцзю (“Равенство” и социальная справедливость в истории Китая. – Социологические исследования. № 5. С. 140-164)].
程立显.《伦理学与社会公正》.北京:北京大学出版社.2002年. [Чэнь Лисянь. 2002. Луньлисюэ юй шэхуэй гунчжан (Этика и социальная справедливость. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2002)].
管子.《管子》.北京:中华书局.2019年. [Гуань-цзы. 2019. Гуань-цзы (Гуань-цзы. Пекин: Чжунхуа)].
Возможно, Вас заинтересуют:
Люблинский В. В.,
Социальная политика и проблемы развития общества. Опыт стран Запада. – Полис. Политические исследования. 2013. №5
Воскресенский А. Д.,
Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы). – Полис. Политические исследования. 2013. №2
Козырева П. М., Смирнов А. И.,
Эволюция правовых представлений россиян: законопослушность или справедливость?. – Полис. Политические исследования. 2020. №5
Соловьев А. И.,
Агенты и механизмы политического господства, или Как правит “выигрышная” коалиция. – Полис. Политические исследования. 2024. №2
Красин Ю. А.,
Государство и общество: сдвиги во властном поле. – Полис. Политические исследования. 2013. №5