Религиозная политика постсоветских государств:
между “эффектом колеи” и “правительностью”
Малахов В. С.,
Доктор политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, vmalachov@yandex.ru
elibrary_id: 223604 |
Летняков Д. Э.,
Кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, letnyakov@mail.ru
elibrary_id: 588916 |
DOI: 10.17976/jpps/2021.04.12
Малахов В. С., Летняков Д. Э. Религиозная политика постсоветских государств: между “эффектом колеи” и “правительностью”. – Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 163-175. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.12
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-908).
В статье исследуются государственно-конфессиональные отношения в постсоветских странах. Авторы исходят из того, что термин “постсоветское” не просто фиксирует хронологическую последовательность, а является концептуально нагруженным. Возникшие в результате коллапса СССР государства – носители общего институционального наследия, которое манифестируется в том числе поведением этих государств в конфессиональной сфере. Религиозная политика постсоветских стран обнаруживает существенное сходство, несмотря на глубокие различия между ними в культурно-историческом плане. Государства постсоветского пространства, принадлежащие исламскому культурному ареалу, в своей религиозной политике ориентируются на советские образцы. Вместе с тем аналитическое выделение “постсоветской модели” секуляризма не должно влечь за собой слепоты к различиям в стратегиях конкретных государств по управлению конфессиональной сферой. Обращаясь к анализу этих различий, авторы вычленяют три базовых типа постсоветского секуляризма: “авторитарный”, “нейтральный” и “амбивалентный”.
Список литературы
Василевич Н. 2013. Белорусская православная церковь в тени государства. – Pro et Contra. № 5. С. 80-92.
Дин М. 2016. Правительность: власть и правление в современных обществах. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС.
Лукьянов Ф. 2017. Трансформация постсоветского пространства. – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/transformatsiya-postsovetskogo-prostranstva/ (accessed 13.05.2021).
Малахов В.С., Летняков Д.Э. 2018. Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 135-149. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.01.10
Малашенко А., Колесников А. 2012. Постсоветского пространства не существует. – Московский центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/2012/06/08/ru-pub-48498 (accessed 13.05.2021).
Маркин К.В. 2018. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 266-282. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.16
Нуреев Р.М., Латов Ю.В. 2006. Что такое path dependence и как ее изучают российские экономисты. – Общественные науки и современность. № 2. С. 118–129.
Оганнисян О. 2013. Церковь – постсекулярная или постсакральная. – Pro et Contra. № 3-4. С. 59-74.
Халид А. 2010. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. М.: НЛО. 298 с.
Чарквиани Т., Челидзе А. 2016. Грузинская православная церковь в публичной сфере: споры о границах участия. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2. С. 107-132. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2016-34-2-107-132
Abramson D. 2010. Foreign Religious Education and the Central Asian Islamic Revival: Impact and Prospects for Stability. Silk Road Papers. 50 p.
Achilov D. 2012. Islamic Education in Central Asia: Evidence from Kazakhstan. – Asia Policy. No. 14. P. 79-106. https://doi.org/10.1353/asp.2012.0024
Agadjanian A. 2006. The Search for Privacy and the Return of a Grand Narrative: Religion in a Post Communist Society. – Social Compass. Vol. 53. No. 2. P. 169-184. https://doi.org/10.1177/0037768606064318
Agadjanian A. 2015. Vulnerable Post-Soviet Secularities: Patterns and Dynamics in Russia and Beyond. – Multiple Secularities Beyond the West. Religion and Modernity in the Global Age. Ed. by M. Burchardt, M. Wohlrab-Sahr, M. Middell. Boston: de Gruyter. P. 241-260. https://doi.org/10.1515/9781614514053.241
Alexander G. 2001. Institutions, Path Dependence and Democratic Consolidation. – Journal of Theoretical Politics. Vol. 13. No. 3. P. 249-270. https://doi.org/10.1177/095169280101300302
Bridges A. 2000. Path Dependence, Sequence, History, Theory. – Studies in American Political Development. Vol. 14. No. 1. P. 109-112. https://doi.org/10.1017/s0898588x00213047
Buchenau K. 2015. Socialist Secularities: The Diversity of Universalist Model. – Multiple Secularities Beyond the West. Religion and Modernity in the Global Age. Ed. by M. Burchardt, M. Wohlrab-Sahr, M. Middell. Boston: de Gruyter. P. 261-282. https://doi.org/10.1515/9781614514053.261
Casanova J. 1998. Ethno-Linguistic and Religious Pluralism and Democratic Construction in Ukraine. – Post-Soviet Political Order. Conflict and State Building. Ed. by B.R. Rubin, J. Snyder. London, New York: Routledge. P. 81-103. https://doi.org/10.4324/9780203067338-12
Cornell S.E., Starr S.F., Tucker J. 2018. Religion and the Secular State in Kazakhstan. Silk Road Papers. 98 p.
Cornel S.E., Zenn J. 2018. Religion and the Secular State in Uzbekistan. Silk Road Papers. 45 p.
Central Asia: Islam and the State. 2003. ICG Asia Report N°59. Osh–Brussels. 39 p.
Dean M. 2010. Governmentality: Power and Rule in Modern Society. London: Sage. 305 p.
Engvall J. 2020. Religion and the Secular State in Kyrgyzstan. Silk Road Papers. 57 p.
Gleason A. 2010. Eurasia: What is it? Is it? – Journal of Eurasian Studies. Vol. 1. No. 1. P. 26-32. https://doi.org/10.1016/j.euras.2009.11.002
Islam, Society, and Politics in Central Asia. 2017. Ed. by P.J. Luong. Pittsburg: University of Pittsburg Press. 392 p.
Keller Sh. 2001. To Moscow, Not Mecca: The Soviet Campaign against Islam in Central Asia, 1917-1941. Westport, Conn.: Praeger. 277 p. https://doi.org/10.1086/ahr/109.1.291
Kubicek P. 2009. The Commonwealth of Independent States: An Example of Failed Regionalism? – Review of International Studies. Vol. 35. P. 237-256. https://doi.org/10.1017/s026021050900850x
Lisovskaya E., Karpov V. 2010. Orthodoxy, Islam and Desecularization of Russia’s State Schools. – Politics and Religion. Vol. 3. No. 2. P. 276-302. https://doi.org/10.1017/s1755048310000040
Mahoney J. 2000. Path Dependence in Historical Sociology. – Theory and Society. Vol. 29. No. 4. P. 507-548.
Mahoney J. 2001. Path-Dependent Explanations of Regime Change: Central America in Comparative Perspective. – Studies in American Political Development. Vol. 36. No. 1. P. 111–141. https://doi.org/10.1007/bf02687587
Matosyan T. 2015. Church as Civil Society? Recent Issues of Religion and Politics in Armenia. – Caucasus Analytical Digest. No. 72. P. 9-12.
Minesashvili S. 2017. The Orthodox Church in the Democratization Process in Georgia: Hindrance or Support? – Caucasus Analytical Digest. No. 97. P. 6-9.
Nikitin A. 2008. Russian Foreign Policy in the Fragmented post-Soviet Space. – International Journal on World Peace. Vol. 25. No. 2. P. 7-31.
Pierson P. 2000. Increasing Returns, Path Dependence, and the Study of Politics. – American Political Science Review. Vol. 94. No. 2. P. 251-267. https://doi.org/10.2307/2586011
Platt K. 2009. The Post-Soviet is Over: On Reading the Ruins. – Republics of Letters: A Journal for the Study of Knowledge, Politics, and the Arts. Vol. 1. No. 1. P. 1-22.
Rodin L. 2017. Studies on Governmentality: Six Epistemological Pitfalls. – Russian Sociological Review. Vol. 16. No. 2. P. 9-28. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2017-2-9-28
Ro’i Y., Wainer A. 2009. Muslim Identity and Islamic Practice in Post-Soviet Central Asia. – Central Asian Survey. Vol. 28. No. 3. P. 303-322. https://doi.org/10.1080/02634930903421863
Tazmini G. 2001. The Islamic Revival in Central Asia: A Potent Force or a Misconception? – Central Asian Survey. Vol. 20. No. 1. P. 63-83. https://doi.org/10.1080/02634930120055460
Thibault H. 2013. The Secular and the Religious in Tajikistan: Contested Political Spaces. – Studies in Religion / Sciences Religieuses. Vol. 42. No. 2. P. 173-189. https://doi.org/10.1177/0008429813479297
Turcescu L., Stan L. 2003. Church–State Conflict in Moldova: the Bessarabian Metropolitanate. – Communist and Post-Communist Studies. Vol. 36. No. 4. P. 443-465. https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2003.09.004
Zainiddinov H. 2018. Islamic Education in Tajikistan. – Handbook of Islamic Education. Ed. by H. Daun, R. Arjmand. Cham: Springer. P. 699-711. https://doi.org/10.1007/978-3-319-64683-1_46
Возможно, Вас заинтересуют:
Зубов А. Б.,
Христиане и политика: гонящая Церковь и гонимая Церковь. Почему все, желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы?. – Полис. Политические исследования. 2008. №2
СОЦИУМ И ВЛАСТЬ: ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. – Полис. Политические исследования. 2001. №4
Абазов Р. Ф.,
Средняя Азия: ислам и политика . – Полис. Политические исследования. 1992. №4
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Беспалов С. В.,
Перспективы реализации геополитических интересов России на постсоветском пространстве. – Полис. Политические исследования. 2011. №2