Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти
Наумкин В. В.,
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия; ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Россия, director@ivran.ru
elibrary_id: 71351 | RESEARCHER_ID: R-9576-2019
DOI: 10.17976/jpps/2021.06.04
Наумкин В. В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. – Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.04
Арабский национализм (АН) – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов сначала от османского, затем от европейского господства и, наконец, в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. В статье предлагается новое прочтение современного состояния АН, сторонники которого почти шесть десятилетий находятся у власти в Сирии. Проведенный в статье анализ генезиса этого движения показывает, что левантийско-иракская зона явилась главным очагом возникновения и развития концепции единства арабской нации, которая легла в основу идеологии и политики одного из трех направлений панарабского сегмента АН – баасизма. Утверждается, что для его выживании как доминирующей политической силы и правящей партии в Сирии немалую роль играет историческая память, которая в странах Востока оказывает гораздо большее влияние на политику, чем на Западе. В рамках обзора исторического наследия АН выделяются две волны “арабского пробуждения”, показывается роль личностей, разработавших основные светские идейно-теоретические постулаты панарабистов. В этом контексте отмечается преемственность в напряженных отношениях между АН в Леванте, с одной стороны, и османами, а затем турецкими националистами нашего времени, с другой; при этом один из современных лозунгов последних (“пять государств – одна нация”) весьма схож с главным лозунгом АН (“единая арабская нация”). В статье анализируется эволюция дихотомии: каумизм (панарабский национализм) – ватанизм (партикулярный, страновой патриотизм). Доказывается, что, несмотря на вроде бы сокрушительное поражение идеи панарабизма в условиях торжества модели национального государства, в арабском мире сохраняются предпосылки интеграции, которые допускают гипотетическую возможность возвращения АН в перспективе на политическую арену. Однако это может произойти только в результате идейной трансформации АН в русле закрепления его гибридной, точнее, конвергентной формы, преодолевающей антагонизм между каумизмом и ватанизмом.
Список литературы
Восток: политика и идентичность. Под ред. И.Д. Звягельской. 2020. М.: Аспект Пресс. 336 с.
Наумкин В.В. 2017. “Красные волки” Йемена: Национальный фронт в революции. М.: ИВ РАН. 312 с.
Наумкин В.В. 2018. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М.: Аспект Пресс. 455 с.
Наумкин В. 2021. Кризис османского правления в Йемене в начале ХХ века (по данным российской военной разведки и дипломатии). – Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 2. C. 180-196. https://doi.org/10.31857/S086919080014448-9
Пир-Будагова Э.П. 2015. История Сирии. ХХ век. М.: Институт востоковедения РАН. 392 с.
Тихонова Т. 1984. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М.: Наука. 221 с.
Antonius G. 1938. The Arab Awakening: The Story of the Arab National Movement. Beyrut: Khayat’s. 492 p.
Arab Nationalism: An Anthology. 1962. Ed. by S.G. Haim. Berkeley, Los Angeles: University of California Press. 255 p. https://doi.org/10.1017/S0041977X00101077
Bashkin O. 2011. Hybrid Nationalisms: Watanī and Qawmī Visions in Iraq under ‘Abd al-Karim Qasim, 1958–61. – International Journal of Middle East Studies, Vol. 43. No. 2. Relocating Arab Nationalism. P. 293-312. https://doi.org/10.1017/S0020743811000079
Becker C.H. 1932. Martin Hartmann. – Islamstudien. No. 2. Leipzig: Quelle & Meyer. P. 481-490.
Bendebka R. 2020. Pitfalls of Nationalism in the Middle East and North Africa Region. – Current Research Journal of Social Sciences. Vol. 3. No. 1. P. 1-14.
Berger M.T. 2004. After the Third World? History, Destiny and the Fate of Third Worldism. – Third World Quarterly. Vol. 25. No. 1. P. 9-39. https://doi.org/10.1080/0143659042000185318
Dawisha A. 2003. Arab Nationalism in the Twentieth Century. From Triumph to Despair. Princeton, NJ, Oxford: Princeton University Press. 352 p. https://doi.org/10.23943/princeton/9780691169156.001.0001
Humphreys R.S. 1999. Between Memory and Desire: The Middle East in a Troubled Age. Berkeley: University of California Press. 297 p.
Khalidi W. 1978. Thinking the Unthinkable: A Sovereign Palestinian State. – Foreign Affairs. Vol. 56. No. 4. P. 695-713.
Khan N.A. 1964. A Commonwealth of Muslim States. Introduction. – Studies in Commonwealth of Muslim Countries. Ed. by Motamar Al-Alam Al-Islami (World Muslim Congress). Karachi: Umma Publishing House. 96 p.
Kohn H. 1944. The Ideas of Nationalism: A Study of its Origin and Background. New York: The Macmillan Ian Co. 735 p.
Kramer M. 2008. Arab Awakening & Islamic Revival. The Politics of Ideas in the Middle East. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. 297 p.
Malley R. 1996. The Call from Algeria: Third Worldism, Revolution, and the Turn to Islam. Berkeley: University of California Press. 310 p.
Malley R. 1999. The Third Worldist Moment. – Current History. Vol. 98. No. 631. P. 359-369.
Naazer M.A. 2019. Nationalism in the Muslim World: A Curse or Blessing? – Liberal Arts and Social Sciences International Journal (LASSIJ). Vol. 3. No. 1. P. 30-42. https://doi.org/10.47264/idea.lassij/3.1.4
Tauber E. 1993. The Arab Movements in World War I. London: Frank Cass. 322 p. https://doi.org/10.4324/9781315036014
Zubaida S. 2004. Islam and Nationalism: Continuities and Contradictions. – Nations and Nationalism. Vol. 10. No. 4. P. 407-420. https://doi.org/10.1111/j.1354-5078.2004.00174.x
Al-Duri A. 1984. Al-Takween al-tarikhi li-l-umma al-‘arabiyya: dirasa fi-l-huwiyya wa-l-wa‘y. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 339 p.
Al-Hindi H. 2012. Al-Haraka al-qawmiyya al-‘arabiyya fi al-qarn al-‘ishrin (dirasa siyasiyya). Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 576 p.
Al-Husri S. 1985. Abhath mukhtara fi al-qawmiyya al-‘arabiyya. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 468 p.
Al-Sayf T. 2021. Da‘wa li-muraja‘at mafhum al-umma. Al-qawmiyya. Al-muwatana. – Al-Sharq al-Awsat. January 6. No. 15380.
Al-Shaer. 2021. Inzilaq Dimashq nahwa al-awham yabda bi-khatwa wahida. – Arabic.rt.com. July 21. Dustur al-Jumhuriyya al-‘Arabiyya al-Suriyya. 2012. Damascus.
Habash G. 2019. Safahat min masirati al-nidaliyya. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 384 p.
Hawatme N. 2019. Azmat al-mashru‘ al-watani al-filastyni. Muraja‘a naqdiyya. Damascus: Al-Daralwataniyya al-jadida. 176 p.
Tatawwur al-fikr al-qawmiyy al-‘arabiyy. Buhuth wa-munaqashat al-nadwa al-fikriyya allati nazzamatha Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 1986. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 407 p.
ص 339 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم : . [Ад-Дури А. 1984. Ат-Таквин ат-тарихи ли-ль-умма аль-‘арабий-йа: дираса фи-ль-хувиййа ва-ль-ва‘й. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Историческое становление арабской уммы: исследование сущности и сознания. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 339 с.)].
ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .(ةيسايس ةسارد) نيرشعلا نرقلا يف ةيبرعلا ةيموقلا ةكرحلا . 2012 .يدنهلا يناه
ص 576 .ةيبرعلا . [Аль-Хинди Х. 2012. Аль-Харака аль-каумиййа аль-‘арабиййа фи аль-карн аль-‘ишрин (дираса сийясиййа). Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. )Арабское национальное движение в ХХ веке (политологическое исследование). Бейрут: Центр исследований арабского единства. 576 с.)].
ص 468 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .ةيبرعلا ةيموقلا يف ةراتخم ثاحبأ . 1985 .يرصحلا عطاس . [Аль-Хусри С. 1985. Абхас мухтара фи аль-каумиййа аль-‘арабиййа. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Избранные исследования по арабскому национализму. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 468 с.)].
15380 ددعلا ،طسوألا قرشلا – .”ةينطولا .ةيموقلا .ةمألا موهفم ةعجارمل ةوعد“ . 2021 رياني 6 .فيسلا قيفوت . [Ас-Сейф, Т. 6 января 2021. “Да‘ва ли-мураджа‘ат мафхум ал-умма. Ал-каумиййа. Ал-муватана”. – Аш-Шарк аль-Аусат, № 15380. (“Призыв к пересмотру понятия уммы. Национализм. Патриотизм”. – Ближний Восток, № 15380.)].
21 .رعاشلا يمار \07\ مويلا ايسور ؟ةدحاو ةوطخب أدبي ماوهألا وحن قشمد قالزنإ . 2021 . [Аш-Шаер Р. 21.07.2021. Инзиляк Димашк нахва аль-аухам йабда би-хатва вахида? arabic.rt.com. (Бегство Дамаска от действительности начинается с одного шага? arabic.rt.com)].
2012 .قشمد .ةيروسلا ةيبرعلا ةيروهمجلا روتسد . [Дустур аль-Джумхурийя аль-Арабийя ас-Сурийя. Дамаск: 2012. (Конституция Сирийской Арабской Республики.)].
:توريب . 1986 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم اهمظن يتلا ةيركفلا ةودنلا تاشقانمو ثوحب .يبرعلا يموقلا ركفلا روطت ص 407 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم . [Татаввур аль-фикр аль-каумийй аль-‘арабийй. Бухус ва-мунакашат ан-надва аль-фикриййа аллати наззамаха Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. 1986. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Развитие арабской национальной мысли: исследования и обсуждения симпозиума Центра исследований арабского единства. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 407 с.)].
ص 384 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .ةيلاضنلا يتريسم نم تاحفص . 2019 .شبح جروج . [Хабаш Дж. 2019. Сафахат мин масирати ан-нидалиййа. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Страницы моего пути борьбы. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 384 с.)].
.ص 176 .ةديدجلا ةينطولا رادلا :قشمد .ةيدقن ةعجارم .ينيطسلفلا ينطولا عورشملا ةمزأ . 2019 .ةمتاوح فيان [Хаватме Н. 2019. Азмат аль-машру‘ аль-ватани аль-филастыни. Мураджа‘а накдийя. Дамаск: Ад-Дар аль-ватанийя аль-джадида. (Кризис палестинского национального проекта. Критический обзор. Дамаск: Новый национальный дом. 176 с.)].
Возможно, Вас заинтересуют:
Кудрявцев И. Е.,
Национальное Я и политический национализм . – Полис. Политические исследования. 1997. №2
Перегудов С. П.,
Конвергенция по-российски: «золотая середина» или остановка на полпути?. – Полис. Политические исследования. 2008. №1
Малков С. Ю., Коротаев А. В., Исаев Л. М., Кузьминова Е. В.,
О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности: опыт количественного анализа событий Арабской весны. – Полис. Политические исследования. 2013. №4
Перегудов С. П.,
Партии и группы интересов: к новой модели взаимодействия . – Полис. Политические исследования. 2014. №1
Абазов Р. Ф.,
Средняя Азия: ислам и политика . – Полис. Политические исследования. 1992. №4