Медийные модели пропаганды: пандемия COVID-19 в русскоязычных СМИ с “другим мнением”

Медийные модели пропаганды:
пандемия COVID-19 в русскоязычных СМИ с “другим мнением”


Радина Н. К.,

Доктор политических наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия, nradina@hse.ru


elibrary_id: 417954 | ORCID: 0000-0001-8336-1044 | RESEARCHER_ID: L-6641-2015

Дата поступления статьи: 2022.05.02. Принята к печати: 2022.11.16


DOI: 10.17976/jpps/2023.04.10
EDN: SBFJII


Правильная ссылка на статью:

Радина Н. К. Медийные модели пропаганды: пандемия COVID-19 в русскоязычных СМИ с “другим мнением”. – Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 138-151. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.10. EDN: SBFJII


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00015.

Аннотация

В исследовании анализируется дискурс пандемии COVID-19 в трех русскоязычных СМИ. В качестве ключевой теории используются модель пропаганды Э. Хермана и Н. Хомского и концепция культуромики, которая обосновывает изучение общества при помощи анализа статистики созданных обществом текстов. Материалом исследования выступили статьи изданий, собранные в коллекцию текстов 2020-2021 гг. по ключевым словам “COVID-19”, “коронавирус” и “пандемия”. Гипотеза заключалась в том, что изучаемые медиа имеют различные пропагандистские стратегии в описании пандемии, связанные, согласно модели пропаганды Хермана – Хомского, с редакционной политикой. Анализ эмпирического материала показал, что при конструировании дискурса пандемии издания действительно выбирали разные стратегии и предлагали собственные толкования реальности мира пандемии: (1) независимое российское издание представляло пандемию непротиворечиво с основными тенденциями русскоязычных медиа в целом; (2) русскоязычное зарубежное интернет-издание включило тематику пандемии в повестку дня для доказательства своей исходной оппозиционной позиции в отношении власти; (3) русскоязычная версия издания иностранного правительства для описания пандемии использовало прием медикализации дискуса, а также продвигало идеи о необходимости контроля за обществом в период пандемии со стороны государства. Сделан вывод, что пропагандистские стратегии изучаемых СМИ о пандемии схожи в описании угроз, однако имеют различия, обусловленные редакционными интенциями, следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. В статье также обобщены исследования, создающие теоретическое поле пропаганды, и подчеркивается необходимость активизации исследований в области пропаганды на русскоязычном социокультурном материале.

Ключевые слова
медиадискурс, медийные стратегии, пропаганда, модель пропаганды Хермана – Хомского, пандемия COVID-19, СМИ-иноагент, оппозиционные СМИ.


Список литературы

Бернейс Э. 2021. Пропаганда. СПб.: Питер.

Бонч-Осмоловская А.А. 2015. Культуромика в национальном корпусе русского языка, к постановке задачи: три века русских дорог. Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. № 6. С. 605-641. EDN: VJQBJN.

Буравова М.Б. 2007. Пропагандистско-агитационное функционирование современной российской журналистики: эволюция методов и концепций. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. № 1. С. 115-123. EDN: RUARVT.

Гаврилова М.В. 2021. Изучение идеологических аспектов музыки в зарубежных медиаисследованиях. MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. Материалы VI Международной научной конференции. Челябинск: Челябинский государственный университет. С. 26-29. EDN: BUPLOW.

Лассуэлл Г.Д. 2021. Техника пропаганды в мировой войне. М.: ИНИОН РАН.

Ленин. В.И. 1956. О пропаганде и агитации. М.: Политиздат.

Липпман У. 2004. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».

Лукашевич Д.А. 2013. Применимость теории «спирали молчания» к сети Интернет и новым медиа. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. Т. 12. Вып 6. С. 61-66. EDN: PJIPRY.

Нисневич Ю.А., Рябов А.В. 2016. Современный авторитаризм и политическая идеология. Полис. Политические исследования. № 4. С. 162-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.13. EDN: WEBNAJ.

Радина Н.К. 2021. Методика идентификации контекстуальных идеологем в цифровом медиадискурсе (на примере медиадискурса о пандемии COVID-19). Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 5. С. 116-136. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.116136. EDN: AGKOWQ.

Семенцов С.В., Сперанская В.С. 2018. Ленинский план монументальной пропаганды и традиции императорской столичной культуры. Вестник гражданских инженеров. № 2. С. 37-47. https://doi.org/10.23968/1999-5571-2018-15-2-37-47 EDN: XRRKVF 

Сысоева А.В. 2019. Создание советской военной пропаганды в Ленинграде начала 1930-х годов: новый метод работы с писателями. Русская литература. № 4. С. 159-165. https://doi.org/10.31860/0131-6095-2019-4-159-165. EDN: GUOMOU.

Abbas, J., Wang, D., Su, Z., & Ziapour, A. (2021). the role of social media in the advent of COVID-19 pandemic: crisis management, mental health challenges and implications. Risk Management and Healthcare Policy, 14,1917-1932. https://doi.org/10.2147/RMHP.S284313

Alves, A.M. (2014). Jacques Ellul’s “anti-democratic economy”: persuading citizens and consumers in the information society. TripleC, 12(1), 169-201.

Casero-Ripolles, A. (2020). Impact of Covid-19 on the media system. Communicative and democratic consequences of news consumption during the outbreak. Profesional de la información, 29(2), e290223. https://doi.org/10.3145/epi.2020.mar.23

Dang, H.l. (2021). Social media, fake news, and the COVID-19 pandemic: sketching the case of Southeast Asia. ASEAS – Austrian Journal of South-East Asian Studies, 14(1), 37-58. https://doi.org/10.14764/10.ASEAS-0054

Demirdogen, U.D. (2010). The roots of research in (political) persuasion: ethos, pathos, logos and the Yale studies of persuasive communications. International Journal of Social Inquiry, 3(1), 189-201.

Ellul, J. (1973). Propaganda: the formation of men’s attitudes. New York, NY: Vintage.

Herman, E.S., Chomsky, N. (1988) Manufacturing consent: the political economy of the mass media. New York, NY: Pantheon.

González-Padilla, D.A., & Tortolero-Blanco, L. (2020). Social media influence in the COVID-19 pandemic. International Braz J Urol, 46(1), 120-124. https://doi.org/10.1590/S1677-5538.IBJU.2020.S121

Guo, L., Vu, H.T., & McCombs, M. (2012). An expanded perspective on agenda-setting effects exploring the third level of agenda setting. Revista de Comunicación, 11, 51-68.

Hovland, C., Janis, I., & Kelley, H. (1953). Communication and persuasion. New Haven, GT: Yale University Press.

Jowett, G.S., & O’Donnell, V. (2012). Propaganda and persuasion. London: Sage.

Klaehn, J. (2017). The propaganda model: theoretical and methodological considerations. Westminster Papers in Communication and Culture, 6(2), 43-58. https://doi.org/10.16997/wpcc.123

Kocabiyik, O. (2021). Social media usage experiences of young adults during the COVID 19 pandemic through social cognitive approach to uses and gratifications. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES), 5(3), 447-462. https://doi.org/10.46328/ijtes.226

Ladle, R.J., Correia, R.A., Do, Y., Joo, G.-J., Malhado, A.C., Proulx, R., Roberge, J.-M., & Jepson, P. (2016). Conservation culturomics. Frontiers in Ecology and the Environment, 14(5): 269-275, https://doi.org/10.1002/fee.1260

McCombs, M., & Stroud, N.J. (2014). Psychology of agenda-setting effects: mapping the paths of information processing. Review of Communication Research, 2(1), 68-93. https://doi.org/10.12840/issn.2255-4165.2014.02.01.003

Malinova, O. (2021). Politics of memory and nationalism. Nationalities Papers, 49(6), 997-1007. https://doi.org/10.1017/nps.2020.87

Mellado, C., Hallin, D., Cárcamo, L., Alfaro, R., Jackson, D., Humanes, M.L., Márquez-Ramírez, M., Mick J., Mothes, C., I-Hsuan LIN, C., Lee, M., Alfaro, A., Isbej, J., & Ramos, A. (2021). Sourcing Pandemic News: A Cross-National Computational Analysis of Mainstream Media Coverage of COVID-19 on Facebook, Twitter, and Instagram. Digital Journalism, 9(9), 1261-1285. https://doi.org/10.1080/21670811.2021.1942114

Michel, J.B., Shen, Y.K., Aiden, A.P., Veres, A., Gray, M.K., Picket,t J.P., & Aiden, E.L. (2010). Quantitative analysis of culture using millions of digitized books. Science, 331(6014), 176-182. https://doi.org/10.1126/science.1199644

Nemeth, C.J., & O'Connor, A. (2019). Better than individuals? Dissent and group creativity. In P.B. Paulus, & B.A. Nijstad (Ed.), The Oxford Handbook of Group Creativity and Innovation (pp. 73-83). Oxford: Oxford University Press.

Ngoa, S.N. (2011). A review & analytical narrative of propaganda activities: a Nigerian perspective. International Journal of Humanities and Social Science, 1(16), 237-248.

Noelle-Neumann, E. (1984). The spiral of silence: public opinion–our social skin. Chicago, IL: The University of Chicago Press.

Pedro-Carañana, J. (2011). The propaganda model in the early 21st century (Part I). International Journal of Communication, 5, 1865-1905.

Pedro-Carañana, J., Broudy, D., & Klaehn, J. (Eds). (2018). The propaganda model today: filtering perception and awareness. London: University of Westminster Press. https://doi.org/10.16997/book27

Radina, N., & Bobkova, S. (2021). International obligations on atmosphere and climate protection in media- discourse: propaganda models of Russian and US media. Communication Today, 12(1), 130-147.

Wimberly, C. 2020. How propaganda became public relations: Foucault and the corporate government of the public. New York, NY: Routledge.

Yakunin, K., Mukhamediev, R.I., Zaitseva, E., Levashenko, V., Yelis, M., Symagulov, A., Kuchin, Y., Muhamedijeva, E., Aubakirov, M., & Gopejenko, V. (2021). Mass media as a mirror of the COVID-19 pandemic. Computation, 9, 140. https://doi.org/10.3390/computation9120140

Zhao, E., Wu, Q., Crimmins, E.M, & Ailshire, J.A. (2020). Media trust and infection mitigating behaviours during the COVID-19 pandemic in the USA. BMJ Global Health, 5, e003323. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2020-003323  

Содержание номера № 4, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Белоусов А. Б.,
Эдвард Бернейс: от манипуляции общественным мнением к инженерии согласия. – Полис. Политические исследования. 2012. №4

Арбатова Н. К.,
Безопасность ЕС: микроагрессия с макропоследствиями. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Антюхова Е. А.,
НАТО под прицелом COVID-19. – Полис. Политические исследования. 2021. №3

Евдокимов В. А.,
Пропаганда в Интернете. – Полис. Политические исследования. 2012. №4

Мчедлова М. М., Казаринова Д. Б.,
Вызов пандемии COVID-19 и религия: онтология vs политика. – Полис. Политические исследования. 2021. №4

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991