Медиа, культура и популярная геополитика: как создаются воображаемые пространства и идентичности

Медиа, культура и популярная геополитика:
как создаются воображаемые пространства и идентичности


Балакина Ю. В.,

Кандидат филологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия, julianaumova@gmail.com


elibrary_id: 758525 | ORCID: 0000-0002-4942-5953 | RESEARCHER_ID: O-8009-2014

Морозова Н. Н.,

Кандидат политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия, nnmorozova@hse.ru


elibrary_id: 826086 | ORCID: 0000-0002-5054-1644 |

Радина Н. К.,

Доктор политических наук, Институт международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, nradina@hse.ru


elibrary_id: 417954 | ORCID: 0000-0001-8336-1044 | RESEARCHER_ID: L-6641-2015

Дата поступления статьи: 2024.04.01. Принята к печати: 2024.06.24


DOI: 10.17976/jpps/2024.06.04
EDN: MPRZLG


Правильная ссылка на статью:

Балакина Ю. В., Морозова Н. Н., Радина Н. К. Медиа, культура и популярная геополитика: как создаются воображаемые пространства и идентичности. – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 40-53. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.04. EDN: MPRZLG


Аннотация

В статье проводится обзор истории возникновения, современного состояния и перспектив нового теоретического поля критической геополитики — популярной геополитики. Цель работы — систематизировать ключевые идеи популярной геополитики, показать ее возможности для осмысления, прогнозирования и моделирования актуальных геополитических процессов. В сфере интересов популярной геополитики находятся геополитические нарративы, отраженные в образах и опредмеченные в продуктах массовой культуры. Именно через последние происходит межкультурное взаимодействие эпохи глобализации. В рамках данного процесса культурное “иное” маркируется как “чужое”/“чуждое” или, наоборот, способствует “перенастройке” оценочных и смысловых регистров зрителя/потребителя через превращение культурно привлекательных “чужих” в “своих”. При этом геополитические нарративы четко разграничивают “своих” и “чужих”, помещая их на противоположные траектории развития, символизирующие прогресс или отсталость, возвышение или упадок, расширение влияния или изоляцию. Авторы доказывают, что в исследовании популярной геополитики наиболее продуктивен трансмедийный подход. С одной стороны, он позволяет подробно проанализировать все богатство смыслов, создаваемых и транслируемых в социальных сетях и онлайн-медиа с помощью современных визуальных и виртуальных каналов коммуникации. С другой стороны, с его помощью можно в полной мере оценить вклад разработчиков и потребителей в производство нарративов, а также исследовать способы восприятия официальных геополитических нарративов как домашней, так и внешней аудиторией. Реализовать идею междисциплинарности популярной геополитики поможет комплексная методология на основе качественных и автоматизированных количественных методов сбора и анализа контента. Авторы приходят к выводу, что теоретическое поле популярной геополитики информативно и востребовано с точки зрения обновления теоретического поля политической науки в целом. Практическая же значимость популярной геополитики лежит в области активного моделирования социальной реальности: она помогает представителям российской практической геополитики успешно создавать национальный “воображаемый мир”, способный в диалоге противостоять транснациональным нарративам.

Ключевые слова
популярная геополитика, трансмедийность, трансмедийный нарратив, трансмедийный мир, национальная идентичность, национальный образ, критическая геополитика, массовая культура.


Список литературы

Балакина Ю.В. 2023. Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах. Полис. Политические исследования. № 4. С. 89-104. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.07. EDN: YMWVLA.

Виноградова Н.С. 2019. Образ России в российском телеэфире (исследование 2017-2019 гг.). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Т. 21. № 3. С. 397-408. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-3-397-408. EDN: WCCEEP.

Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Сидоров Е.А. 2023. Информационная повестка дня “цифровой молодежи” в фокусе медиагеографии (на примере “ВКонтакте” и Telegram). Меди@льманах. № 2. С. 44-52. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2023.4452. EDN: RTWCCI.

Костров А.В. 2017. Белое солнце геополитики. Новый исторический вестник. № 1. С. 152-165. EDN: YQRBYR.

Радина Н.К. 2021. “Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе. Полис. Политические исследования. № 1. С. 110-124. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.08. EDN: RJXOVR.

Радина Н.К. 2022. Мультимодальные медийные инструменты популярной геополитики: российская политика в карикатурах зарубежных СМИ. Вестник МГИМО-Университета. Т. 15. № 4. С. 23-43. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-4-85-130-150. EDN: CQHOWC.

Хэ Н. 2023. Имидж Китая в российских массмедиа в контексте инициативы “Один пояс - один путь” (по материалам телеканала “Россия 24”). Меди@льманах. № 2. С. 80-87. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2023.8087. EDN: HFWBUY.

Шульгина Д.Н. 2010. Кризис культуры и идентичности человека в условиях глобализации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. № 2. С. 173-180. EDN: NUNGCP

Aistrope, T. (2020). Popular culture, the body and world politics. European Journal of International Relations, 26(1), 163-186. https://doi.org/10.1177/1354066119851849

Bos, D. (2018). Answering the Call of Duty: everyday encounters with the popular geopolitics of military-themed videogames. Political Geography, 63, 54-64. https://doi.org/10.1016/j.polgeo.2018.01.001

Bos, D. (2021). Nationalism, popular culture and the media. In P.C. Adams, & B. Warf (Ed.), Routledge Handbook of Media Geographies (pp. 220-21). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003039068-17

Bos, D. (2023). Playful encounters: games for geopolitical change. Geopolitics, 28(3), 1210-1234. https://doi.org/10.1080/14650045.2021.2002846

Dallabona, A. (2014). Narratives of Italian craftsmanship and the luxury fashion industry: representations of Italianicity in discourses of production. In J.H. Hancock II, G. Muratovski, V. Manlow, & A. Peirson- Smith (Ed.), Global Fashion Brands: Style, Luxury and History (pp. 215-228). Bristol: Intellect. https://doi.org/10.1386/gfb.1.1.215_1

Dinicu, A., & Iancu, D. (2021). Popular geopolitics and the ideological use of sports. International  Conference knowledge-based organization, 27(1), 26-32. https://doi.org/10.2478/kbo-2021-0005

Dittmer, J. (2018). The origins and evolution of popular geopolitics: an interview with Jo Sharp and Klaus Dodds. In R.A. Saunders, & V. Strukov (Ed.), Popular Geopolitics: Plotting an Evolving /nterdiscipline (pp. 23-42). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351205030-2

Dittmer, J., & Bos, D. (2019). Popular culture, geopolitics, and identity. Lanham: Rowman & Littlefield.

Dodds, K. (2005). Screening geopolitics: James Bond and the early Cold War films (1962-1967). Geopolitics, 10(2), 266-289. https://doi.org/10.1080/14650040590946584

Dodds, K. (2006). Popular geopolitics and audience dispositions: James Bond and the Internet Movie Database (IMDB). Transactions ofthe Institute of British Geographers, 31(2), 116-130. https://doi.org/10.1111/j.1475-5661.2006.00199.x

Dodds, K. (2007). Geopolitics: a very short introduction. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/actrade/9780199676781.001.0001

Funnel, L. & Dodds, K. (2017). Geographies, genders and geopolitics of James Bond. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-57024-6

Ghourchi, M., & Mosaviyan, S.S. (2021). The role of Hollywood Cinema in geopolitical representation of the Middle East. Geopolitics Quarterly, 16(4), 10-35.

Grincheva, N., & Stainforth, E. (2023). Geopolitics of digital heritage. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781009182072

Inglis, D. (2009). Globalization and food: the dialectics of globality and locality. In B.S. Turner (Ed.), The Routledge International Handbook of Globalization Studies (pp. 492-513). London: Routledge.

Jarvis, L., & Robinson, N. (2024). Oh help! Oh no! The international politics of The Gruffalo: children's picturebooks and world politics. Review of International Studies, 50(1), 58-78. https://doi.org/10.1017/S0260210523000098

Jenkins, H. (2006). Convergence culture: where old and new media collide. New York: New York University Press.

Kim, M. (2022). The growth of South Korean soft power and its geopolitical implications. Journal of Indo-Pacific Affairs, 5(6), 123-138.

Kinder, M. (1991). Playing with power in movies, television, and video games: from Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. Berkeley: University of California Press. https://doi.org/10.1525/9780520912434

Klastrup, L., & Tosca, S. (2004). Transmedial worlds - rethinking cyberworld design. Proceedings of the International Conference on Cyberworlds (pp. 409-416). Tokyo. https://doi.org/10.1109/CW.2004.67

Levisen, C., & Ferndndez, S.S. (2021). Words, people and place: linguistics meets popular geopolitics. Journal of Postcolonial Linguistics, 5, 1-11. https://iacpl.net/jopol/issues/journal-of-postcolonial-linguis-tics-52021/words-people-and-place/

Ling, W., & Segre Reinach, S. (2019). Fashion-making and co-creation in the transglobal landscape: Sino-Italian fashion as method. Modern Italy, 24(4), 401-415. https://doi.org/10.1017/mit.2019.59

Macala, J. (2020). China in the geopolitical imaginations of the Polish pop music after 1989. Polish Political Science Yearbook, 49(4), 37-47. https://doi.org/10.15804/ppsy2020403

Mostafanezhad, M., Coates, J. & Coates, J. (2018). Journeys from the east: the popular geopolitics of film motivated Chinese tourism. International Journal of Tourism Anthropology, 6(3), 219-236. https://doi.org/10.1504/IJTA.2018.093304

Mountz, A. (2009). Nationalism. In C. Gallaher, C.T. Dahlman, M. Gilmartin, A. Mountz, & P. Shirlow (Ed.), Key Concepts in Political Geography (pp. 277-287). Los Angeles: Sage. https://doi.org/10.4135/9781446279496.n30

Nashef, H.A.M. (2021). “The right to narrate”: Gazans contest popular geopolitics with film. Journal of Postcolonial Writing, 57(6), 752-765. https://doi.org/10.1080/17449855.2021.1963311

Nexon, D.H., & Neumann, I.B. (Ed.). (2006). Harry Potter and international relations. Lanham: Rowman and Littlefield.

О Tuathail, G. (1994). (Dis)placing geopolitics: writing on the maps of global politics. Environment and Planning D: Society and Space, 12, 525-546.

О. Tuathail, G. (1996). Critical geopolitics: the politics of writing global space. London: Routledge.

Pfoser, A., & Yusupova, G. (2022). Memory and the everyday geopolitics of tourism: reworking post-imperial relations in Russian tourism to the ‘near abroad. Annals of Tourism Research, 95. https://doi.org/10.1016/j.annals.2022.103437

Potwarka, L.R., & Banyai, M. (2016). Autonomous agents and destination image formation of an Olympic host city: the case of Sochi 2014. Journal of Hospitality Marketing & Management, 25(2), 238-258. https://doi.org/10.1080/19368623.2014.1002146

Ratilainen, S. (2020). Norway reimagined: popular geopolitics and the Russophone fans of Skam. Nordicom Review, 41, 139-153. https://doi.org/10.2478/nor-2020-0016

Riabov, D., & Riabov, O. (2019). “Masha and the Bear” in the context of the new Cold War: the question of the role of cinema in symbolic politics. In I.V. Chelysheva (Ed.), The Current State of Media Education in Russia through the Prism of Global Trends (pp. 183-188). Rostov-on-Don: Rostov State Economics University.

Rowen, I. (2023). Booking engines as battlefields: contesting technology, travel, and territory in Taiwan and China. Geopolitics, 28(4), 1489-1505. https://doi.org/10.1080/14650045.2022.2027914

Saunders, R.A. (2017). Popular geopolitics and nation branding in the post-Soviet realm. London; New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315737386

Saunders, R.A., & Strukov, V. (Ed.). (2018). Popular geopolitics: plotting an evolving interdiscipline. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351205030

Saxena, C. (2022). Re/presenting Afghans in Hindi cinema: the popular geopolitics of India-Afghanistan relations. Space and Polity, 26(3), 145-164. https://doi.org/10.1080/13562576.2022.2138311

Sharp, J.P. (1993). Publishing American identity: popular geopolitics, myth and The Reader's Digest. Political Geography, 12(6), 491-503. https://doi.org/10.1016/0962-6298(93)90001-N

Sharp, J.P. (1998). Reel geographies of the new world order: patriotism, masculinity, and geopolitics in post-Cold War American movies. In G. О Tuathail, & S. Dalby (Ed.), Rethinking Geopolitics (pp. 152-169). London; New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203058053

Shim, D. (2017). Sketching geopolitics: comics and the case of the Cheonan sinking. International Political Sociology, 11(4), 398-417. https://doi.org/10.1093/ips/olx016

Stenberg, G. (2006). Conceptual and perceptual factors in the picture superiority effect. European Journal of Cognitive Psychology, 18(6), 813-847. https://doi.org/10.1080/09541440500412361

Tenneriello, S. (2019). Staging Sochi 2014: the soft power of geocultural politics in the Olympic opening ceremony. /heatre Research International, 44(1), 23-39. https://doi.org/10.1017/S0307883318000822

Terry, G.S. (2023). Downstream Influence in the Russo-Ukrainian war: grand strategy war gaming as a novel approach to influence operations. Journal of Baltic Security, 29(1), 98-120. https://doi.org/10.57767/jobs_2023_004

Wang, N. (2013). The currency of fantasy: discourses of popular culture in International Relations. International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal, 15(1), 21-33. https://doi.org/10.2478/ipcj-2013-0002

Watson, A. (2024). The production of ‘From Our Own Correspondent' on BBC Radio 4: a popular geopolitical analysis. AREA, 56(2). https://doi.org/10.1111/area.12918

Woodyer, T., & Carter, S. (2018). Domesticating the geopolitical: rethinking popular geopolitics through play. Geopolitics, 25(5), 1050-1074. https://doi.org/10.1080/14650045.2018.1527769

Zorko, M., & Srsen, D. (2020). From a critique to self-evolving (inter) discipline: critical geopolitics vs. popular geopolitics. Medjunarodni problemi, 72(1), 158-178. https://doi.org/10.2298/MEDJP2001158Z

Zorko, M., Jakopovid, H., & Cesarec, I. (2021). The image of geolocations in a virtual environment: the case studies of Indonesia and Croatia on Google Trends. Politicka misao: casopis za politologiju, 58(2), 160-183. https://doi.org/10.20901/pm.58.2.07

 

Содержание номера № 6, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Исаев Б. А.,
Геополитика классическая и геополитика современная. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

Радина Н. К.,
“Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе. – Полис. Политические исследования. 2021. №1

Алексеева Т. А.,
Стратегическая культура: эволюция концепции. – Полис. Политические исследования. 2012. №5

Цымбурский В. Л.,
Speak, memory! (Фрагменты из авторского Введения в подготовленную к публикации книгу «Конъюнктуры Земли и Времени»). – Полис. Политические исследования. 2011. №2

Сорокин К. Э.,
Геополитика современного мира и Россия . – Полис. Политические исследования. 1995. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2010


Ларин А. Ю.
Вторая киргизская: Как власть создает революционную ситуацию.

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991