Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм

Когнитивные модели и формирование религиозных институтов:
античный протогностицизм


Сергеев К. В.,

Стажер-исследователь Института истории естествознания и техники РАН, dantesanai@gmail.com



DOI: 10.17976/jpps/2002.05.10

Правильная ссылка на статью:

Сергеев К. В. Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм. – Полис. Политические исследования. 2002. № 5. С. 86-95. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.05.10


Аннотация

В предлагаемой статье предпринята попытка объяснения такого хорошо известного в историко-философской литературе факта, как отсутствие хотя бы в какой-степени институционально оформленного варианта гностицизма, несмотря на то что само это учение, созданное в архаической Греции ранними досократиками в виде так наз. протогностицизма, широко использовалось в качестве когнитивной модели в разные исторические эпохи. В статье аргументируется тезис о том, что, будучи плодом индивидуальной, а не коллективной рефлексии, гностическая парадигма возникает как вариант осмысления кризиса господствующей космогонической парадигмы и потому не нуждается ни в социализации, ни в институциализации.

 
(электронная версия)

Список литературы

Афонасин Е.В. 2002. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб.

Виденгрен Г. 2001. Мани и манихейство. СПб.

Лосев А.Ф. 1992. История античной эстетики: опыт тысячелетнего развития. Кн. 1. М.

Осокин Н.А. 2000. История альбигойцев и их времени. М.

Поснов М.Э. 1917. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев.

Рожанский И.Д. (ред.) 1989. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М.

Сергеев В.М. 1999. Демократия как переговорный процесс. М.

Трофимова М.К. 1979. Историко-философские вопросы гностицизма. М.

Хосроев А.Л. 1997. Из истории раннего христианства в Египте на материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М.

Die Vorsokratiker I. Milesier, Pythagoreer, Xenophanes, Heraklit, Parmenides. 1991. Berlin.

Giddens A. 1991. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge.

Guthrie W. 1966. Orpheus and Greek Religion. A Study of the Orphic Movement. N.Y.

Habermas. J. 1987. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge

Hadenius A. 2001. Institutions and Democratic Citizenship. Oxford.

Harrison J. 1989. Themis. A Study of the Social Origins of Greek Religion. L.

Harrison J. 1991. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Princeton.

Jonas H. 1991. The Gnostic Religion. Boston.

Klimkeit H.J. 1993. Gnosis on the Silk Road. Gnostic Texts from Central Asia. San Francisco.

Lieu S. 1985. Manichaeism in the Later Roman Empire and Medieval China . A Historical Survey. Manchester.

Minsky M. 1988. The Society of Mind. N.Y., L.

North D., Thomas R. 1982. The Rise of the Western World. A New Economic History. Cambridge.

Stoyanov Y. 1994. The Hidden Tradition in Europe: the secret history of medieval Christian heresy. L.

Toulmin S. 1990. Cosmopolis. The Hidden Agenda of Modernity. N. Y.

Walker P. 1993. Early Philosophical Shiism. The Ismaili Neoplatonism of Abu Yaqub al-Sijistani. Cambridge.

Очень хотим поблагодарить за предоставленный материал по данной публикации - лучшее онлайн казино ДжойКазино, которое очень много полезных и интересных статей опубликовали на своем официальном сайте Joycasino joy.officialcasino.ru . Всем азартным игрокам рекомендуем его посетить, чтобы получить ответы на такие важные вопросы как: регистрация в Джо-казино, игры на реальные деньги, онлайн игровые автоматы, как вывести выигрыш и другие моменты. А раздел бонусов на портале Джойказино ознакомит с последними новостями и предложениями для пользователей.
Содержание номера № 5, 2002

Возможно, Вас заинтересуют:


Завершинский К. Ф.,
Методологическая комплементарность в исследовании символических матриц динамики политических институтов. – Полис. Политические исследования. 2003. №1

Петров К. Е.,
Структура концепта “терроризм”. – Полис. Политические исследования. 2003. №4

Сергеев К. В.,
“Периферийное знание” в дискурсе креативности: социальные сети интересного. – Полис. Политические исследования. 2003. №1

Филиппов Ю. М.,
Электоральное поведение выборщиков в Государственную Думу начала ХХ века. – Полис. Политические исследования. 2003. №4

Черников М. В.,
Логика социальных взаимодействий в свете двух условий справедливости. – Полис. Политические исследования. 2004. №5

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
2 2010



Оранжевая революция: «Народная революция» или Революционный переворот?

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991