Исполнительная власть в постсоветских государствах (На примере России, Эстонии и Кыргызстана)
Самонова Е. А.,
Студентка
DOI: 10.17976/jpps/2003.03.08
Самонова Е. А. Исполнительная власть в постсоветских государствах (На примере России, Эстонии и Кыргызстана). – Полис. Политические исследования. 2003. № 3. С. 78-88. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.08
В статье предпринята попытка рассмотреть посткоммунистические политические трансформации через призму исполнительной власти. Анализ проводился в институционально-политическом контексте трех постсоветских стран – России, Эстонии и Кыргызстана – с использованием инструментария сравнительной политологии, а также количественных методов. Объектом изучения выступали центральные государственные структуры. Проанализировав место исполнительной власти в политической системе включенных в выборку стран, внутреннюю структуру их исполнительных органов, а также взаимодействие исполнительной власти и общества, исследовательница обнаружила, что, несмотря на некоторые совпадения, вызванные общностью исторического наследия, траектории развития России, Эстонии и Кыргызстана существенно расходятся. По ее заключению, эти расхождения во многом связаны с особенностями конституционного строя рассматриваемых государств. Парламентское устройство Эстонии способствует доминированию в ее политической системе законодательной власти и относительно либеральной организации общества. В свою очередь, сходство между Россией и Кыргызстаном в значительной мере обусловлено их президентско-парламентским устройством. В обоих государствах довольно велика роль исполнительной власти, а также степень регулирования общественных отношений.
Список литературы
Седов Л. А. 2002. Общественное мнение в сентябре 2002 года. — http://www.wciom.ru/vciom/new/public/public_own/021007_politru22.htm.
Хеллман Дж., Джонс Дж., Кауфманн Д. 2000. Лови момент, прихвати немного государства. Скупка государства, коррупция и влияние в странах с переходной экономикой. Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития. Рабочие документы по исследованию экономической политики, № 2444.
Baylis T. 1996. Presidents Versus Prime Ministers: Shaping Executive Authority in Eastern Europe. — World Politics, vol. 48, № 3.
Blondel J. s.a. Governments in East and Southeast Asia: Leaders and ministers. — www.cdi.anu.edu.au/research_publications/research_downloads/J.Blondel.GovtsE&SEA.doc.
Blondel J., Golosov G. 2000. Studying Decision Making in the “Centre of Government” in Eastern Europe and the CIS. Manuscript. (www.essex.ac.uk/ecpr/jointsessions/Copenhagen/papers/ws23/blondel.pdf).
Blondel J., Manning N. 2002. Do Ministers Do What They Say? Ministerial Unreliability, Collegial and Hierarchical Governments. — Political Studies, vol. 50.
Evans P. 1995. Embedded Autonomy. Princeton, NJ.
Goetz K., Dimitrov V. 2000. Executive Capacity and Executive Performance in Post-Communist Europe: Towards an Analytical Framework. L.
Harfst P. 2000. Government Stability in Central and Eastern Europe. The Impact of Parliaments and Parties. Berlin.
Harfst P. 2001. Regierungsstabilitat in Osteuropa. Der Einfluss von Parlamenten und Parteien. Berlin.
Johannsen L. 2000a. The Constitution and Democracy: the Choice and Consequence of the Constitution in PostCommunist Countries. Aarhus.
Johannsen L. 2000b. Democratization and Development: Modernization and Political Institutions. Aarhus.
Johannsen L. 2002. The Springboard Model. Presidential authority, democracy, development and economic freedom. Aarhus.
Johannsen L., Norgaard O. 2001. Governance and State Capacity in Post-communist states. Aarhus.
Nations in Transit. 2002. Freedom House. (www.freedomhouse.org/research/nattransit.htm).
Norgaard O., Cummings S. 2002. States’ Capacity in Post-communist countries. A (partial) comparison of 6 countries. Edinburgh, Aarhus.
Protsyk O. s.a. Cabinet Organization and Central Government Reform in Premier-Presidential Regimes of Eastern Europe. Budapehst.
Sussman L., Karlekar K.D. (eds.) 2002. Annual Survey of Press Freedom (www.freedomhouse.org).
Velthut A. 2002. Government Support Structures in Coalition Governments: Towards an Analytical Framework. Tallinn.
Возможно, Вас заинтересуют:
Ковалев В. А., Шабаев Ю. П.,
Этничность и согражданство (Национальные движения в финно-угорских регионах РФ). – Полис. Политические исследования. 2004. №4
Ашихмина Я. Г., Панов П. В., Подвинцев О. Б.,
О критериях оценки выборов. – Полис. Политические исследования. 2004. №4
Стрельцина М. М.,
Институциональные условия создания правительственных ведомств в России и США (На примере МЧС России и Министерства внутренней безопасности США). – Полис. Политические исследования. 2004. №4
Хлопин А. Д.,
Деформализация правил: причина или следствие институциональных ловушек?. – Полис. Политические исследования. 2004. №6
Панов П. В.,
Изменение электоральных институтов в России (Кроссрегиональный сравнительный анализ). – Полис. Политические исследования. 2004. №6