«Симпсоны» как феномен идеологии и политики
Павлов А. В.,
Младший научный сотрудник Института философии РАН, редактор международного отдела журнала «Смысл», преподаватель философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Сидоркин С. А.,
Аспирант философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
DOI: 10.17976/jpps/2007.05.07
Павлов А. В., Сидоркин С. А. «Симпсоны» как феномен идеологии и политики. – Полис. Политические исследования. 2007. № 5. С. 81-91. https://doi.org/10.17976/jpps/2007.05.07
Статья посвящена анализу политики и идеологии в мультсериале «Симпсоны», который пользуется огромной популярностью во всем мире и уже много лет идет на экранах российского телевидения. «Симпсоны» являются важным культурным феноменом, повлиявшим на ценности и убеждения целого поколения. Поэтому интерес западных философов и политических исследователей к мультсериалу вполне понятен. В России исследования такого рода достаточно редки, и одной из задач данной статьи является привлечение внимания отечественных ученых к подобного рода работам. Авторы статьи постарались показать, какие политические ценности несет в себе сериал, а также проследить связь «Симпсонов» с внешним политическим контекстом. Вопрос о том, можно ли рассматривать мультсериал как идеологию, является достаточно спорным. Тем не менее, авторы считают данную форму анализа вполне оправданной, выделяя три формы критики идеологии, которые имеют долгую традицию исследований. Авторы приходят к выводу, что «Симпсоны» выражают неолиберальную идеологию капитализма конца ХХ века, одним из проявлений которой является культура постмодернизма, также широко представленная в мультсериале. Тем не менее в «Симпсоны» – это не только политика и идеология, которые меньше всего ответственны за популярность сериала. Статья представляет собой лишь одну возможную форму анализа, о которой не нужно знать для того, чтобы получать удовольствие от прекрасного мультфильма, уже заслужившего статус классики.
Список литературы
Аристотель. 1984. Политика. – Аристотель. Собр. cоч.: В 4 т. Т. 4. М.
Вебер М. 1990. Политика как призвание и профессия. – Вебер М. Избранное. М.
Кантор П. 2005. “Симпсоны”: атомистическая политика и нуклеарная семья. – Симпсоны как философия. Екатеринбург.
Ксенофонт. 2006. Гиерон, или Слово о тирании. – Штраус Л. О тирании. СПб.
Платон. 1994. Государство. – Платон. Собр. cоч.: В 4 т. Т. 3. М.
Симпсоны как философия. 2005. Екатеринбург.
Уоллис Дж.М. 2005. Маркс (Карл, не Гручо) в Спрингфилде. – Симпсоны как философия. Екатеринбург.
Харви Д. 2007. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. М.
Хоркхаймер М., Адорно Т. 1997. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.
Althusser L. 1994. Ideology and Ideological State Apparatuses (Notes Towards an Investigation). – Zizek Sl. (ed.). Mapping Ideology. N.Y.
Dart J. 2001. Simpsons Have Soul. – The Christian Century, Vol. 118, № 4.
Eagleton T. 1991. Ideology: An Introduction. L.
Jencks Ch. 1986. What is Postmodernism? N.Y.
Korte D. 1997. The Simpsons as Quality Television. – http://www.snpp.com/other/papers/dk.paper.html
Laclau E., Mouffe C. 1984. Hegemony & Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. N.Y.
Thompson J.B. 1984. Studies in the Theory of Ideology. Cambridge.
Zizek S. 1994. The Spectre of Ideology. – Zizek Sl. (ed.). Mapping Ideology. N.Y
Возможно, Вас заинтересуют:
Реут О. Ч.,
Прилагательные суверенитета. Cуверенитет как прилагательное. – Полис. Политические исследования. 2007. №3
Гаврилова М. В.,
Смысловая модернизация русского политического дискурса (на примере экспликации концепта “государство”). – Полис. Политические исследования. 2007. №3
Никифоров А. А.,
Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субдисциплины. – Полис. Политические исследования. 2007. №5
Алексеенкова Е. С., Сергеев В. М.,
Темный колодец власти (о границе между приватной сферой государства и приватной сферой личности). – Полис. Политические исследования. 2008. №3
Аршин К. В.,
Влияние факторов экономики, политики, культуры на процесс нациеобразования в Европе в Новое время. – Полис. Политические исследования. 2008. №1