«Избрание на царство»:
от чего зависит объем президентских полномочий?
Локшин И. М.,
младший научный сотрудник лаборатории качественных и количественных методов анализа политических режимов, преподаватель департамента политической науки Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, ilya.lokshin.ne@inbox.ru
elibrary_id: 809751 |
DOI: 10.17976/jpps/2014.05.09
Локшин И. М. «Избрание на царство»: от чего зависит объем президентских полномочий? – Полис. Политические исследования. 2014. № 5. С. 118-138. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.05.09
Статья посвящена выявлению факторов, определяющих объем президентских полномочий. Для статистического тестирования гипотез составлен новый индекс президентских полномочий, отличительная черта которого – оценивание последних по сравнению с полномочиями парламента. За основу построения индекса взят подход М. Шугарта и Дж. Кэри, модифицированный в соответствии с задачами исследования. В число предикторов вошли: а) политическая неопределенность в период разработки конституции; б) соотношение сил между акторами, вовлеченными в процесс принятия конституции; в) степень демократичности политического режима; г) разрыв с авторитарным прошлым страны; 5) региональные факторы (географическое расположение); д) этническая фрагментация. На выборке, составленной из стран, в которых после 1970 г. была принята новая конституция, получены результаты, устойчивые к разным операционализациям переменных и удалению самых влиятельных наблюдений. Результаты анализа свидетельствуют о гораздо большей значимости контекстуальных факторов (географическое расположение страны на одном из континентов), чем тех, которые предполагают универсальные причинные механизмы. Статья проливает свет на предыдущий опыт изучения проблемы (Т. Фрай, М. Макфол, А. Лейпхарт и др.): наряду с универсальными механизмами объяснения различий в президентских полномочиях можно либо предложить контекстуальные объяснения, либо углубить первые объяснения вторыми. Важнейшими ограничениями исследования являются: малый размер выборки (44 страны), присутствие субъективного фактора в разработке правил кодирования конституций, легших в основу индекса президентских полномочий. В статье содержится ссылка на размещенный в Интернете файл с правилами кодирования конституций.
Возможно, Вас заинтересуют:
Путинцев И. С.,
Эволюция роли президента в политической системе Польши после 1989 года. – Полис. Политические исследования. 2023. №2
Ривера Д. , Ривера Ш. В.,
Ельцин, Путин и президентская власть. – Полис. Политические исследования. 2012. №3
Фельдман М. А.,
К вопросу о «способности социалистической риторики структурировать новую социальную реальность». – Полис. Политические исследования. 2023. №1
Помигуев И. А.,
Совет Государственной Думы: реальный вето-игрок или технический исполнитель?. – Полис. Политические исследования. 2016. №2
Ковлер А. И.,
Конституция формальная и реальная . – Полис. Политические исследования. 1998. №6