«Избрание на царство»: от чего зависит объем президентских полномочий?

«Избрание на царство»:
от чего зависит объем президентских полномочий?


Локшин И. М.,

младший научный сотрудник лаборатории качественных и количественных методов анализа политических режимов, преподаватель департамента политической науки Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, ilya.lokshin.ne@inbox.ru


elibrary_id: 809751 |


DOI: 10.17976/jpps/2014.05.09

Правильная ссылка на статью:

Локшин И. М. «Избрание на царство»: от чего зависит объем президентских полномочий? – Полис. Политические исследования. 2014. № 5. С. 118-138. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.05.09


Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов, определяющих объем президентских полномочий. Для статистического тестирования гипотез составлен новый индекс президентских полномочий, отличительная черта которого – оценивание последних по сравнению с полномочиями парламента. За основу построения индекса взят подход М. Шугарта и Дж. Кэри, модифицированный в соответствии с задачами исследования. В число предикторов вошли: а) политическая неопределенность в период разработки конституции; б) соотношение сил между акторами, вовлеченными в процесс принятия конституции; в) степень демократичности политического режима; г) разрыв с авторитарным прошлым страны; 5) региональные факторы (географическое расположение); д) этническая фрагментация. На выборке, составленной из стран, в которых после 1970 г. была принята новая конституция, получены результаты, устойчивые к разным операционализациям переменных и удалению самых влиятельных наблюдений. Результаты анализа свидетельствуют о гораздо большей значимости контекстуальных факторов (географическое расположение страны на одном из континентов), чем тех, которые предполагают универсальные причинные механизмы. Статья проливает свет на предыдущий опыт изучения проблемы (Т. Фрай, М. Макфол, А. Лейпхарт и др.): наряду с универсальными механизмами объяснения различий в президентских полномочиях можно либо предложить контекстуальные объяснения, либо углубить первые объяснения вторыми. Важнейшими ограничениями исследования являются: малый размер выборки (44 страны), присутствие субъективного фактора в разработке правил кодирования конституций, легших в основу индекса президентских полномочий. В статье содержится ссылка на размещенный в Интернете файл с правилами кодирования конституций.

Ключевые слова
конституция; президентские полномочия; президент; парламент; власть; демократизация.


Содержание номера № 5, 2014

Возможно, Вас заинтересуют:


Путинцев И. С.,
Эволюция роли президента в политической системе Польши после 1989 года. – Полис. Политические исследования. 2023. №2

Ривера Д. , Ривера Ш. В.,
Ельцин, Путин и президентская власть. – Полис. Политические исследования. 2012. №3

Фельдман М. А.,
К вопросу о «способности социалистической риторики структурировать новую социальную реальность». – Полис. Политические исследования. 2023. №1

Помигуев И. А.,
Совет Государственной Думы: реальный вето-игрок или технический исполнитель?. – Полис. Политические исследования. 2016. №2

Ковлер А. И.,
Конституция формальная и реальная . – Полис. Политические исследования. 1998. №6

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2015


Немировский В. Г.
Травмированное общество и его фантомы

 Полный текст
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991