Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации

Политика и образование:
историческая традиция и современные трансформации


Гуторов В. А.,

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и философии политики факультета политологии СПбГУ, gut-50@mail.ru


elibrary_id: 72442 | ORCID: 0000-0001-8063-2558 | RESEARCHER_ID: F-7724-2013


DOI: 10.17976/jpps/2015.01.02

Правильная ссылка на статью:

Гуторов В. А. Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации. – Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 9-29. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.01.02


Аннотация

Цель настоящей статьи состоит в подведении итогов плодотворной и многообразной дискуссии, посвященной влиятельной интеллектуальной традиции анализа политики и образования в их взаимодействии. Инициированная идеями Платона, Аристотеля, Конфуция, она развивалась в философии Макиавелли, Руссо, В. фон Гумбольдта, Эмерсона, Дьюи вплоть до настоящего времени. Все представители этой традиции признавали и значение публичного образования, и саму необходимость воспитания подрастающего поколения либо в целях воспроизводства социального порядка, либо для его радикальной трансформации. Современная политическая философия не составляет исключения в формировании такого подхода. Последние несколько десятилетий свидетельствуют об оживлении интереса к проблеме гражданства и к тому особому вкладу, который различные типы образовательных институтов – такие как школы и университеты – вносят в процесс создания гарантий защиты гражданских и политических прав. Недавние философские дебаты о гражданстве и образовании между сторонниками глобализации и неолиберального мирового порядка и решительными противниками подобных перспектив примечательны в том отношении, что они отражают серьезную озабоченность, связанную с политическими, культурными и социальными условиями в современном мире. Автор формулирует свою собственную позицию в отношении продолжающихся дискуссий о политике и образовании, проводя детальный анализ недавно появившихся концепций гражданского и политического образования, цель которых состоит в усилении демократической традиции в современном обществе. Наиболее важной работой в этом плане является книга Д. Дьюи «Демократия и образование» и ее последующие интерпретации в разнообразных политических и образовательных теориях (Н. Хомский, Р.М. Унгер и др.). Они свидетельствуют о том, что каждая модель демократии нуждается в особого рода образовательном обосновании.

Ключевые слова
образование; политика; политическая философия; гражданство; греческая полисная традиция; демократия; либеральные институты; левый радикализм; национальное государство; глобализация; политические и гражданские права.


Список литературы

В качестве дополнительного источника рекомендуем перейти в раздел флеш игры бродилки на сайте www.igroflash.ru.

Содержание номера № 1, 2015

Возможно, Вас заинтересуют:


Гуторов В. А.,
Образование в современном политико-теоретическом дискурсе (библиографический обзор). – Полис. Политические исследования. 2019. №3

Кочетков А. П.,
Национальное государство в условиях глобализации. – Полис. Политические исследования. 2014. №4

Еремеев С. Г.,
Образование в современной политической повестке дня. – Полис. Политические исследования. 2015. №1

Неклесса А. И.,
Непрерывный плебисцит. Генетика гражданского общества. – Полис. Политические исследования. 2013. №2

Капустин Б. Г.,
Тезисы о политической философии. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
1 2004


Сергеев В. М.
Итоги выборов и эволюция российского политического сознания

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991