Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования

Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования


Ключарёв Г. А.,

Доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, kliucharev@mail.ru

Трофимова И. Н.,

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии ФНИСЦ РАН, itnmv@mail.ru


elibrary_id: 639295 | ORCID: 0000-0003-4096-9804 | RESEARCHER_ID: AAB-1392-2019


DOI: 10.17976/jpps/2016.01.12
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Ключарёв Г. А., Трофимова И. Н. Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования. – Полис. Политические исследования. 2016. № 1. С. 175-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.01.12


Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы гражданского образования и воспитания. Предметом анализа выступает противоречие междуконкретным целеполаганием образовательного процесса и многообразием и непредсказуемостью политической жизни, которое особенно ярко проявляетсяв обществах переходно-инверсионного типа, в том числе в российском. В работе обосноваются подходы к построению современной модели гражданскогообразования, обеспечивающей функционально-динамическое взаимодействие политической системы и ее социальной среды. Рассматриваются теоретические наработки, способные составить концептуальную основу современной моделигражданского образования. Обосновывается представление о перспективах компетентностного подхода, в рамках которого приобретает значение не только согласование когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов гражданского образования, но также его эффективная реализация в отношенияхгражданина с общественными и политическими институтами. С учетомвостребованности “навыков XXI века” (лидерство, критическое мышление,умение решать проблемы, индивидуальная ответственность, сотрудничествои любознательность) рассматриваются точки их преломления в сфере гражданского образования (гражданская активность, рациональное поведение, баланс интересовгосударства, общества и индивида и др.). При этом показано, что многие из этих навыков могут реализовываться в различных культурных и общественно-политических контекстах, о чем говорят примеры исторического и сегодняшнего локального и регионального опыта. Делается вывод, что решение противоречиямежду образованием и политикой возможно в рамках самого широкого подхода к определению гражданского образования. Гражданское образование – это все процессы, которые влияют на убеждения, обязанности, возможности и действиялюдей в качестве членов или потенциальных членов общества.

Ключевые слова
гражданское образование; гражданская компетенция; активное гражданство; политика; индивид; государство; общество.


Содержание номера № 1, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Кочетков А. П.,
Некоторые особенности развития гражданского общества в странах Азии. – Полис. Политические исследования. 2016. №2

Красин Ю. А.,
Государство и общество: сдвиги во властном поле. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Шестопал Е. Б.,
Государство и гражданин: трагедия или драма?. – Полис. Политические исследования. 2011. №6

Патрушев С. В.,
Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования. – Полис. Политические исследования. 2009. №6


ЛАБОРАТОРИЯ: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО . – Полис. Политические исследования. 2012. №3

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2011


Крадин Н. Н.
Перспективы политической антропологии

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991