Визуализация политического медиапространства

Визуализация политического медиапространства


Шарков Ф. И.,

доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии факультета международной журналистики, МГИМО МИД России; зам. декана факультета журналистики ИГСУ, РАНХиГС, Москва, sharkov_felix@mail.ru


elibrary_id: 478189 |


DOI: 10.17976/jpps/2016.05.08
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Шарков Ф. И. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 97-107. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08


Аннотация

Медиапространство представляет собой часть социального пространства, которая охвачена теми или иными средствами массовой коммуникации. Социальная среда, насыщенная визуальными образами, постепенно превращается в визуальное пространство, а если она охватывается визуальными массмедиа – в визуальное медиапространство. Визуализация – это, с одной стороны, средство ориентировки в окружающем мире, а с другой стороны – средство представления мира в других измерениях и плоскостях. Медиапространство, насыщенное политическим содержанием, превращается в политическое медиапространство, формируемое главным образом политическими субъектами, заинтересованными оказывать воздействие на свой целевой сегмент – к примеру, на электоральную аудиторию. Наиболее эффективное политическое воздействие на людей оказывает визуализированное медиапространство, т.е. социальная среда, в которой они находятся под воздействием визуальных средств, несущих политическую нагрузку. Это, в том числе, и объясняет появление массового общества, в котором доминирует усредненное восприятие привычных всему миру образов, которыми мир уже перенасыщен. Сегодня существует устойчивая система массовых коммуникаций, которая воздействует на человека и его поведение. Если раньше в обществе доминировала более или менее жесткая стратификация, то размывание ее границ свидетельствует о развитии общества “массового человека”. В массовом обществе элита часто смешивается с толпой, т.е. на сцене социального пространства элита становится менее узнаваемой. Политическая конкуренция и ангажированность, низкая информационная культура производителей визуального контента приводят к серьезным нарушениям экологии медиапространства. Так, визуальные сюжеты, связанные с агрессией, насилием, убийствами мирных жителей, переполнили наш телеэкран. Визуализация медиапространства различными средствами, описанными в данной статье, может стать мощным средством политического воздействия на массы.

Ключевые слова
визуальная политика; коммуникация; визуализация; визуальные образы; виртуальная реальность; массмедиа; медиапространство.


Список литературы

Бахтин М.М. 1990. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 543 с.

Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.

Маклюэн М. 2004. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр. 432 с.

Ницше Ф. 1997. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Минск: Попурри. 704 с.

Родькин П. 2007. Визуальная политика. Фирменный стиль России. М.: Совпадение. 160 с.

Тард Г. 1902. Общественное мнение и толпа. Под ред. П.С. Когана. М.: Типография А. И. Мамонтова. 201 с.

Урсул А.Д. 1973. Отражение и информация. М.: Мысль. 231 с.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. 2013. Регулирование отношений в современном ме- диапространстве. – Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Содержание номера № 5, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Шарков Ф. И.,
Конвергенция элементов политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. 2017. №3


ТЕМА НОМЕРА: КОММУНИКАЦИЯ И ПОЛИТИКА . – Полис. Политические исследования. 2011. №5


ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2007. №4


ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2007. №6


ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2008. №4

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
2 2010


Морозова Е. В.
Управление изменениями как проблема политического менеджмента

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991