Перспективы политической логики частного
Кузин И. В.,
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, iaffet@newmail.ru
elibrary_id: 113478 |
DOI: 10.17976/jpps/2017.02.08
Кузин И. В. Перспективы политической логики частного. – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 118-133. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.08
Статья посвящена анализу соотношения принципов либерализма и традиционализма с метафизической позиции, в основании которой лежат тематизированные философией категории “частное” и “всеобщее”; подход именно с этой позиции позволяет понять расставленные в исследовании акценты. В контексте определения частного и всеобщего выявляется в качестве фундаментального понятие трансцендентного, через которое во многом дезавуируется претензия частного на тотальность. Предлагается экстраполировать указанные метафизические понятия на определенный регион социального бытия, благодаря чему проясняется сложившееся в современном европейском мире распределение ролей между двумя важнейшими социальными институтами – институтом частной собственности и государственной институцией как таковой. Частная собственность, получившая полноту теоретической и правовой легитимизации в эпоху модерна, становится смыслообразующим моментом либертарианских теорий. При всей значимости данного события в истории человечества, являющегося вехой в обретении человеком свободы, в либерально- ориентированных концепциях онтологическое значение всеобщего как трансцендентного все больше обесценивается. Целью исследования было проанализировать и показать, в каком смысле приоритет частной собственности нарушает метафизический принцип различения частного и всеобщего, и почему игнорирование всеобщего в качестве жизнеобеспечивающего начала, обретающего свою определенность в трансцендентном, делает жизненно несостоятельными выдвигаемые социальные теории. Избежать крайностей подобного рода возможно через установление равновесия в отношениях между двумя этими институциями, причем не просто восстанавливая авторитетную роль государства, несводимую лишь к посредничеству, а через введение в социальный обиход понятия трансцендентного в различных его модификациях, наиболее доступного в многообразных символических формах. Предложенный метафизический критерий создает условия для выработки и проверки на предмет социальной адекватности разнообразных социальных теорий.
Список литературы
Аристотель. 1975. О душе. – Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль. С. 369-448.
Бадью А. 2013. Фигура солдата. – Бадью А. Загадочное отношение философии и политики. М.: ИОИ. С. 55-79.
Гайденко П.П. 2000. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга. 456 с.
Гайденко П.П. 2003. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс- Традиция. 528 с.
Глинчикова А.Г. 2010. Демократическая модернизация и национальная культура. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 54-67. Доступ: http://www.politstudies.ru/ article/4352 (проверено 01.02.2017).
Глинчикова А.Г. 2011. Модернизация, традиция и эволюция частного интереса. – Политико-философский ежегодник. Вып. четвертый. Под ред. И.К. Пантина. М.: ИФ РАН. С. 155-180.
Гусейнов А.А. 2012. Мораль как предел рациональности. – Вопросы философии. № 5. С. 4-17.
Дьюи Дж. 2000. Либерализм и социальное действие. – О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 половина XX века). М.: Прогресс-Традиция. С. 331-384.
Кагарлицкий Б. 2014. Патернализм и либерализм. – Логос. № 2. С. 167-180.
Кант И. 1964. Критика чистого разума. – Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3. М.: Мысль. С. 69-756.
Кукатас Ч. 2011. Либеральный архипелаг: Теория разнообразия и свободы. М.: Мысль. 482 с.
Мартьянов В.С. 2010. Один Модерн или “множество”? – Полис. Политические исследования. № 6. С. 41-53. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4351 (проверено 01.02.2017).
Мартьянов В.С. 2012. Модерн продолжается? – Полис. Политические исследования. № 3. С. 108-122. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4566 (проверено 01.02.2017).
Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. 2012. Преодоление капитализма: от морального коллапса к моральной революции? – Полис. Политические исследования. № 1. С. 63-75. Доступ: http://www.politstudies.ru/index.php?page_id=453&id=4513&at=a&pid= (проверено 01.02.2017).
Маяцкий М. 2012. К истории денацификации Платона в послевоенной Германии. – Логос. № 6. С. 29-41.
Мизес Л., фон. 2005. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум. 878 с.
Михайлов А.В. 1990. Из истории характера. – Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Наука. С. 43-72.
Пятигорский А., Алексеев О. 2008. Размышляя о политике. М.: Новое издательство. 190 с.
Ролз Дж.2010. Теория справедливости. М.: Издательство ЛКИ. 536 с.
Соболева И. 2012. Карл Шмитт и левая мысль: пределы совместимости концепций. – Логос. № 5. С. 178-195.
Степин В.С. 2000.Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция. 744 с.
Суханова М.И. 2008. Философские основы социального либерализма. – Политико- философский ежегодник. Выпуск 1. Под ред. И.К. Пантина. М.: ИФРАН. С. 169-183.
Фишман Л.Г. 2014. Либеральный консенсус: дрейф от неолиберализма к коммунитаризму? – Полис. Политические исследования. № 4. С. 152-165. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2014.04.10
Хабермас Ю. 2000. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука. 380 с.
Хабермас Ю. 2008. Расколотый Запад. М.: Весь Мир. 192 с.
Хабермас Ю. 2011. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь Мир. 336 с.
Хайдеггер М. 1991. Что значит мыслить? – Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк. С. 134-145.
Хейне П. 1993. Экономический образ мышления. М.: Дело; Catallaxy. 704 с.
Черникова И.В. 2007. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск: Изд- во науч.-технической лит. 250 с.
Чубаров И. 2012. Беньямин Шмитту не товарищ, или Ошибка Агамбена. – Логос. № 5. С. 44-67.
Швырев В.С. 2008. О соотношении познавательной и проективно-конструктивной функций в классической и современной науке. – Познание, понимание, конструирование. Под ред. В.А. Лекторского. М.: ИФРАН. С. 30-47.
Эльстер Ю. 2012. Рынок и форум. Три разновидности политической теории. – Логос. № 3. С. 60-87.
Aumann R.J. 1992. Irrationality in Game Theory. – Economic Analysis of Markets and Games (Essays in Honor of Frank Hahn). Ed. by P. Dasgupta, D. Gale, O. Hart, E. Maskin. Cambridge, London: MIT Press. P. 214-227.
Aumann R.J. 1997. Rationality and Bounded Rationality. – Games and Economic Behavior. No. 21. P. 2-14. DOI: https://doi.org/10.1006/game.1997.0585
Aumann R.J. 2000. The Game of Politics: A Review of Rapport’s Fights, Games, and Debates. – Aumann R.J. Collected Papers. Vol. 1. Cambridge: MIT Press. P. 107-118.
Aumann R.J., Sorin S. 1989. Cooperation and Bounded Recall. – Games and Economic Behavior. No.1. P. 5-39. DOI: https://doi.org/10.1016/0899-8256(89)90003-1
Возможно, Вас заинтересуют:
Жукова О. А.,
Субкультура власти и социальный порядок в России: реформаторский опыт М.М.Сперанского. – Полис. Политические исследования. 2013. №2
Честнейшин Н. В.,
Консерватизм и либерализм: тождество и различие. – Полис. Политические исследования. 2006. №4
Тимофеева Л. Н.,
Русская власть и бюрократическое государство по В.П. Макаренко. – Полис. Политические исследования. 2015. №3
Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Кара-Мурза А. А., Чугров С. В., Зубов А. Б., Рашковский Е. Б., Кантор В. К., Жукова О. А.,
Российский либерализм и христианские ценности. – Полис. Политические исследования. 2011. №3
Кочетков В. В.,
Социальный вопрос и конституционализм. – Полис. Политические исследования. 2012. №2