Антропологический аспект глобальных моделей образования:
поиски и решения
Касаткин П. И.,
доктор философских наук, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, pkas@mail.ru
elibrary_id: 624018 |
Силантьева М. В.,
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии МГИМО МИД России, silvari@mail.ru
elibrary_id: 435308 | ORCID: 0000-0002-9246-6339 | RESEARCHER_ID: G-8008-2016
DOI: 10.17976/jpps/2017.06.10
Касаткин П. И., Силантьева М. В. Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения. – Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 137-149. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.06.10
В статье рассматриваются ценностно-антропологические вызовы, стоящие перед современной системой образования в свете глобализации. Ее социально-политические следствия тесно переплетены с процессом трансформации современных образовательных моделей. Причем определяющими в данном случае стали задачи поиска социально-экономических и политических решений, связанных с перспективами модернизации, исходя из реальных условий социокультурной действительности. В свою очередь, это вывело вопрос о модернизации национальных систем образования в плоскость философской антропологии и философии политики. Глобальные модели образования при этом не равны “глобальному образованию”: это те базовые модели, которые имеют распространение в современном глобальном мире через принятие некоторых ценностных оснований (возможно – в форме мифологий). Актуальность обращения к теме антропологического аспекта модернизации образования связана также с необходимостью изучения ценностного ядра тех изменений, которые претерпевает образовательная среда в условиях динамического взаимодействия глобальных и национальных образовательных принципов. Проблема уточнения идентификационных программ, соответствующих указанным изменениям, дополняется задачей поиска механизма управления данными процессами. Присутствующие здесь масштабные противоречия не могут быть разрешены без учета, с одной стороны, универсалий культуры, а с другой – тех культурных констант, которые существуют в пространстве каждой из уникальных культур. Соответственно, конкретизация тех или иных проектов требует более тщательного изучения регионального контекста, координируемого приоритетом национальных интересов при соблюдении их оптимального баланса с интересами всего человечества. Поскольку процесс модернизации существующих систем образования базируется на их ценностной переориентации и на новом понимании антропологического содержания глобальной культуры, уместно уточнить ее рамки. Они, по мнению авторов статьи, определяются потребностью в конкурентоспособных креативных индивидах. И лишь затем, по возможности, – потребностью в развитии творческого потенциала личности, стремлением к достижению материальных благ, духовному росту и т.п. Поэтому, анализируя глобализацию как объективный процесс, имеет также смысл принять во внимание идеологию глобализации, спекулирующую “глобальными ценностями” и “новым пониманием человека” как средствами изменения целеполагания в пользу конкретных участников политического процесса.
Список литературы
Бауман 3. 2004. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир. 188 с.
Блинов А.Н., Коннов В.И. 2016. Фонды поддержки науки в национальных научно-исследовательских комплексах: преимущества и ограничения. – Вестник Российской академии наук. Т. 86. № 10. С. 873-882.
Васкевич Т.В. 2016. Спор систем образования: возможен ли компромисс? Антропологическая миссия образования. – Педагогика и просвещение. № 4. С. 353-362.
Вукичевич С. 2012. Глобализация. Природа человека и природа человеческого сообщества. – Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 1. C. 33-52.
Гершунский Б.С. 1998. Философия образования для XXI века. М.: Московский психолого-социальный институт. 432 с.
Глаголев В.С. 2015. Этическая культура в науке – модель формирования творчества политиков-международников. – Вестник МГИМО-Университета. № 3 (42). С. 269-271.
Глаголев В.С. 2016. Студент российского вуза как феномен образовательных усилий. – Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения. С. 30-38.
Дворжак В. 2002. Роль образования и науки в процессе мировой глобализации. — Проблемы теории и практики управления. № 2. С. 123-127.
де Мартино М. 2014. Глобализация, европеизация и интернационализация в системе высшего образования: пример Италии. – Человек. Сообщество. Управление. № 3. C. 83-95.
Жданова Н.Г. 2009. Понятие “глобализация” в социально-философском исследовании. – Медицина и образование в Сибири. № 3. Доступ: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=356 (проверено 09.10.2017).
Кочергин А.Н. 2012. Университет и глобализация: интеграция вызовов современности или “руинизация”? – “Alma mater” (Вестник высшей школы). № 11. C.22-26.
Кузнецов Е.А. 2011. Международная глобализация и высшее образование. –Вестник КазНПУ им. Абая. Серия “Международная жизнь и политика”. С. 3-6.
Курдюмова И.М. 2010. Глобальное образование: новый учебный предмет в средней школе за рубежом. – Проблемы современного образования. № 5. С. 61-67.
Лебедева М.М. 2013. Социально-гуманитарное измерение международных отношений в АТР. – Международные процессы. Т. 11. № 32. С. 4-15.
Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Свериденко В.Г. 2014. Формирование личности в условиях глобализации. – Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 159-161.
Лошкарёв И.Д. 2017. Ресурсы этнического лоббизма во внешней политике США. –Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 3. С. 76-83. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-3-76-83
Мамут Л.С. 2004. Государство в контексте глобализации. – Право и политика. № 1. С. 4-13.
Мухлынкина Ю.В. 2008. Этническая идентичность в эпоху глобализации. – Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 6. С. 92-95.
Панарин А.С. 2002. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм. 496 с.
Подопригора А.С. 2009. Развитие человека в условиях глобализации общества: социально-философский анализ. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд.филос.наук. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО “Донской государственный технический университет”. 27 с.
Понарина Н.Н. 2010. Современный человек перед проблемами глобализации. –Историческая и социально-образовательная мысль. № 4 (6). C. 29-35.
Понарина Н.Н. 2012. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем. – Общество: социология, психология, педагогика. № 1. C. 17-20.
Руденко В.А. 2006. Глобализация образования и проблема сохранения ценностей национальной культуры. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 5. C. 57-60.
Русанов Д.В. 2009. Глобализация как триггер развития современного высшего образования: социологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. соц. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 22 c.
Сардарян Г.Т. 2014. О политической этике и мировом демократическом развитии. – Политика и общество. № 10. С. 1212-1218.
Силантьева М.В. 2014a. Новые принципы “философии границы” в глобальном мире. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 8-26. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.02
Силантьева М.В. 2014b. Проблема “культурных границ” в современном мире: ценностный аспект. – Вестник МГИМО-Университета. № 2 (35). С. 235-239.
Слободчиков В.И., Зверев С.М. 2013. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Введение в антропологию образования. М.: Спутник+. 105 с.
Слободчиков В.И., Зверев С.М., Шеин А.В. 2013.Профессиональное образование в ловушке модернизации. – Психология обучения. № 11. С. 5-19.
Снеговая О.А. 2007. Глобализация как социокультурный процесс. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: ВГОУ ВПО “Южный Федеральный университет”. 22 с.
Сторублевцева Д.А. 2013. Субъект культурной политики в условиях глобализации современного социокультурного пространства. – Вестник МГУКИ. № 3 (53). С. 39-44.
Терин В.П. 2014. Политика под воздействием электронной одновременности. –Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 37-44.
Торкунов А.В. 2013. Педагогика и подготовка специалистов-международников. –Вестник МГИМО-Университета. № 1 (28). С. 7-8.
Торкунов А.В. 2015. По дороге в будущее-2. М.: Аспект Пресс. 550 с.Фукуяма Ф. 2004. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ; ЛЮКС. 349 с.
Хомски Н. 2012. Государство будущего. М.: Альпина нон-фикшн. 104 с.
Шарыгин И.Ф. 2004. Образование и глобализация. – Новый Мир. № 10. С. 110-125.
Шестопал А.В., Коннов В.И. 2014. Практическая эпистемология: роль рецензирования в организации научной деятельности. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 198-207.
Ясперс К. 2006. Идея университета. Минск: БГУ. 159 с. Anderson B. 1983. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, New York: Verso. 160 p.
Bennett M.J. 2016. The Value of Cultural Diversity: Rhetoric and Reality Reflections on the End of Relativism. URL: http://www.idrinstitute.org/allegati/IDRI_t_Pubblicazioni/90/FILE_Documento_Value_of_Diversity_rev.pdf (accessed 01.05.2017).
Butler J. 2004. Undoing Gender. New York: Routledge. 274 р.
Chinnammai S. 2005. Effects of Globalization on Education and Culture. ICDE International Conference, New Delhi, 19-23 November 2005.
Huerta de Soto J. 1998. A Libertarian Theory of Free Immigration. – Journal of Libertarian Studies. Vol. 13. No. 2. P. 187-197.
Knežević V.D., Bratina B.R. 2017. Is Milton Bennett’s Model of inter Cultural Sensitivity Really inter Cultural? – Концепт: философия, религия, культура. № 2 (2). С. 20-26.
Loshkariov I.D., Sushentsov А.А. 2016. Radicalization of Russians in Ukraine: from ‘accidental’ diaspora to rebel movement. – Southeast European and Black Sea Studies. Vol.16. No. 1. P. 71-90.
Nozick R. 1974. Anarchy, State, and Utopia. New York: Basic Books. 334 p.
Scott P. 2000. Globalization and Higher Education: Challenges for the 21stCentury. –
Journal of Studies in International Education. Vol. 4. No. 1. P. 3-10. DOI: https://doi.org/10.1177/102831530000400102
Young I.M. 1990. Justice and the Politics of Difference. Princeton University Press. 286 р.
Возможно, Вас заинтересуют:
Воевода Е. В., Белогуров А. Ю.,
Аксиология образования в дискурсе современной политики. – Полис. Политические исследования. 2018. №6
Ховалыг Д. В.,
Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве. – Полис. Политические исследования. 2008. №1
Еремеев С. Г.,
Образование в современной политической повестке дня. – Полис. Политические исследования. 2015. №1
Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Афонцев С. , Зегберс К. , Ильин М. В., Кулагин В. М., Лебедева М. М., Рыхтик М. , Соловьев А. И., Фельдман Д. М., Цыганков А. П., Цыганков П. А.,
Мировая политика: повестка дня на завтра Виртуальный круглый стол. – Полис. Политические исследования. 2005. №4
Дискуссия ,
Переосмысляя современность (Материалы международной конференции) (II). – Полис. Политические исследования. 2003. №3