Православный радикализм:
политическая доктрина “Христианского братства борьбы”
Тесля А. А.,
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана, Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, mestr81@gmail.com
elibrary_id: 616154 |
DOI: 10.17976/jpps/2018.05.05
Тесля А. А. Православный радикализм: политическая доктрина “Христианского братства борьбы”. – Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 43-56. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.05
Интенсификация и радикализация русской политической жизни в период революции 1905 г. вызвала к жизни целый ряд оригинальных попыток пересмотреть устоявшееся положение православной церкви в Российской империи и в целом переосмыслить роль религии в политике. Особенное место в ряду этих попыток занимает “Христианское братство борьбы” – православная политическая организация, возникшая в Москве в 1905 г. по инициативе В.П. Свенцицкого. В основе политической христианской доктрины Братства лежит противопоставление Церкви и государства, причем, в отличие от целого ряда других синхронных доктрин, в этом противопоставлении за государством признается “божественная” природа, однако относящаяся к “естественному” порядку, миру языческому (но не лишенному благодати). Вслед за учением Вл. Соловьева мировой процесс осмысляется как “богочеловеческий” и процесс “обожения”, при этом не имеющий посюстороннего завершения. Тем самым оба порядка, и порядок Церкви (как порядок безвластия), и порядок государства синхронны, и задача Церкви – жить в пределах государства будучи свободной от него, воздавая ему то, что ему принадлежит по праву, что не противоречит Церкви – и в то же время стремясь преобразовать мир христианским образом в той мере, в какой это осуществимо. Поскольку природа государства – языческая, Церковь должна оставаться вечно “Церковью воинствующей”, примирение с государством означает примирение с несовершенством, недостаток веры – и, следовательно, впадение в грех. Историческое значение Братства – отчетливая постановка вопросов христианской политики и возможных способов политического действия для Церкви в условиях позднемодерного политического сообщества.
Список литературы
Балакшина Ю.В. 2015. Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный кон- текст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 424 с.
Бердяев Н.А. 1998. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+. 400 с.
Бердяев Н.А. 1999. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+. 464 с.
Булгаков С.Н. 1991. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Под ред. В.Н. Акулинина. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 350 с.
Булгаков С.Н. 1997. Труды по социологии и теологии. В 2-х т. Т. 2: Статьи и работыр азных лет. 1902-1942. М.: Наука. 826 с.
Волков С.А. 2000. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М.: Издательство гуманитарной литературы. 608 с.
Давыдов Ю.Н. 1997. Христианская аскеза и трудовая этика. С. Булгаков и М. Вебер. – Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902-1942. М.: Наука. С. 797-815.
Евлампиев И.И. 2003. С.Н. Булгаков: pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 1. СПб.: РХГИ. 1000 с.
Евлогий (Георгиевский). 1994. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 621 с.
Кейдан В.И. 1997. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиоз- ных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна и др. М.: Школа “Языки русской культуры”. 752 с.
Колеров М.А. 2002. Idealismus militans: история и общественный смысл сборника “Проблемы идеализма”. – Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М.: Модест Колеров, “Три квадрата”. С. 61-224.
Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. 2017. Царь и Революция. Под ред. М.А. Колерова. М.: Common place. 172 с.
Плотников Н.С. 2002. Философия “Проблем идеализма”. – Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. Под ред. М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, “Три квадра- та”. С. 5-60.
Полунов А.Ю. 2013. Личность на фоне империи: К.П. Победоносцев в восприятии творческой интеллигенции рубежа XIX-XX вв. – Человек и личность в истории России. Конец XIX-XX в. Материалы международного коллоквиума. СПб: Нестор-история. С. 123-133.
Розанов В.В. 2000. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 11. Последние листья. Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика. 382 с.
Розанов В.В. 2009. О нужде и неизбежности нового религиозного сознания. – Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в ма- териалах и документах. В 3-х т. Т. 1: 1907-1909. М.: Русский путь. С. 73-82.
Свенцицкий В.П. 2010. Собрание сочинений. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908. М.: Даръ. 752 с.
Свенцицкий В.П. 2008. Собрание сочинений. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). М.: Даръ. 800 с.
Скиннер К. 2018. Истоки современной политической мысли. В 2-х т. Т. 2: Эпоха Реформации. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС. 568 с.
Тесля А.А. 2015. “Последний из ‘отцов’”: Биография Ивана Аксакова. СПб.: Владимир Даль. 799 с.
Тесля А.А. 2017. Русский консерватор: о системе политических воззрений К.П. Победоносцева 1870-1890-х годов. – Социологическое обозрение. Т. 16. No 1. С. 151-172. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2017-1-151-172
Тесля А.А. 2018. Русские беседы: Уходящая натура. М.: РИПОЛ-классик. 400 с.
Трубецкой Е.Н. 1995. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х т. М.: Московский Философский фонд; Издательство “Медиум”.
Чертков С.В. Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах. М.: Кучково поле; Спасское дело, 2017. 472 с.
Эткинд А. 2013. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение. 644 с.
Возможно, Вас заинтересуют:
Дискуссия ,
Социалистическое видение современности, или Современное видение социализма. Как истолковать кризис социализма? Нужна ли новая парадигма и почему? Социализм-коммунизм versus демократический социализм. Кризис социального государства, крах реального социа. – Полис. Политические исследования. 1994. №5
Тимофеева Л. Н.,
Метаморфозы российской реформации глазами философа и гражданина . – Полис. Политические исследования. 2010. №4
Малиновская Е. А.,
Православие в Центральной Азии: истоки и современность. – Полис. Политические исследования. 2008. №2
Оганисьян Ю. С.,
Социализм как первая стадия капитализма. Опыт постсоветской России. – Полис. Политические исследования. 2013. №3
Красин Ю. А.,
Величие и трагизм советского «эксперимента». – Полис. Политические исследования. 2017. №1